Судебная практика по ветхому жилью

Принудительное расселение из аварийного жилья

Судебная практика по ветхому жилью

Жильцы, проживающие в аварийном доме, должны быть обязательно расселены из него.

Данная процедура совершается независимо от того, на каком правовом основании граждане занимали жилые помещения, добровольно или в принудительном порядке.

Процесс переселения жителей, проживающих в доме, получившем статус аварийного, осуществляется в соответствии с государственной программой расселения.

Условия принудительного изъятия жилья

На законодательном уровне допускается изъятие жилых объектов недвижимости при возникновении определенных обстоятельств.

В законе установлен порядок и условия для изъятия жилья, предоставления денежной компенсации взамен аварийных помещений. Такие нормы установлены в Жилищном кодексе РФ, а также в других отдельных законодательных актах.

Жители аварийного дома принудительно переселяются на основании решения суда в случаях:

 Возникновения необходимости изъятия участка земли под домомдля публичных нужд (например, размещения социально значимого объекта)
 Признания жилого дома аварийным в ходе независимой экспертизыжилье подлежит сносу или капитальному ремонту в соответствии с положениями ст. 86, 89 ЖК РФ
 Прекращения права собственности на объект недвижимостив этом случае владелец жилья должен освободить его по требованию нового собственника
 Использования жилья не в соответствии с его назначениемнекоторые жители не по назначению пользуются жилплощадью, что вызывает нарушение прав владельцев соседних помещений, к возникновению экстренных обстоятельств, способных причинить вред жизни и здоровью гражданам

Местная администрация обращается в суд с иском о принудительном выселении жильцов аварийного объекта, если они добровольно отказались из него выехать.

Однако до момента подачи заявления муниципальные органы должны заплатить ответчикам денежное возмещение взамен квартиры, принадлежащей ее правообладателю.

Принятое решение судебной инстанции может быть оспорено в надлежащем порядке, через апелляционную инстанцию (в областном суде).

Законодательные основы

Исполнительные органы власти субъекта РФ формируют список домов под снос, осуществляют постановку граждан в очередь по расселению и предоставлению нового жилья.

В ходе реализации программы переселения, местные власти должны соблюдать принципы очередности и нуждаемости, в частности, предоставлять квартиры первым делом гражданам, для которых аварийное жилье было единственным.

Правила выполнения процедуры переселения регулируются нормативами жилищного законодательства.

Кроме него на законодательном уровне приняты несколько актов, направленных на совершенствование сложностей при принудительном выселении жителей из аварийного жилья.

К этим актам относятся:

 ФЗ 21 июля 2007 года № 185-ФЗ«О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»
 ФЗ от 29.06.2015г. под № 176-ФЗ«О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»
 Постановление правительства № 47 от 28.01. 2006 года«Об утверждении положения о признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»

В указаниях вышеуказанных законов содержатся подробные разъяснения вопросов, касающихся переселения граждан, установлены нормативы предоставления им жилплощади, процесс присвоения аварийного статуса объекту недвижимости, создания межведомственной комиссии, выполнения обследования состояния жилья и т.д.

Особенности процедуры

Переселение из аварийного жилья совершается в соответствии с положениями, содержащимися в ст. 32, 35 Жилищного кодекса РФ.

Орган местного самоуправления должен возместить полную стоимость изымаемой квартиры, предоставив компенсацию за счет бюджетных средств регионального или муниципального уровня.

При этом не возмещается стоимость расходов, произведенных на выполнение работ после получения извещения о переселении жильцов.

Собственник квартиры имеет право на проживание в аварийном жилье в течение 6 месяцев, получив за него возмещение в случае отсутствии иного жилья. Либо он может ожидать предоставления иной квартиры.

Новое жилье должно быть равноценной по жилищным условиям, площади, количеству комнат.

В России с 2002 года существует программа переселения граждан, которые проживают в аварийной жилплощади.

Федеральная программа реализуется для выполнения государственных задач обеспечения граждан благоустроенным жильем, улучшения жилищных условий населения.

В настоящее время множество граждан России живут в ветхих домах, не соответствующих требованиям строительных и санитарных норм и правил, государственным стандартам. Финансирование программы осуществляется за счет бюджетных средств.

Собственников

Собственник жилого помещения имеет право на обращение в местную администрацию с заявлением о выполнении капитального ремонта или сносе дома, непригодного для проживания в течение 6 месяцев.

Течение срока начинается со дня присвоения объекту статуса аварийного, признания дома имеющим угрозу и опасность для жителей.

В случае превышения стоимости выделяемого жилого помещения стоимости прежде занимаемой собственником квартиры, он имеет право получить ее, заплатив разницу.

Собственник может отказаться от новой квартиры, если она не подходит ему по каким-либо параметрам.

В таком случае он может получить выкупную цену за аварийное жилье от органа местного самоуправления по рыночной цене.

В случае несоответствия предоставляемого жилого помещения законодательно установленным требованиям, собственник может получить компенсацию части стоимости ранее занимаемой квартиры.

Согласно ст. 89 Жилищного кодекса, в обязательном порядке требуется согласие правообладателя на предоставляемые условия.

Если многоквартирный дом признан непригодным для проживания в ходе экспертизы, а собственник квартиры отказался от расселения, то он может быть выселен из помещения принудительно через суд.

Местная администрация имеет обязанность предоставления собственникам приватизированных квартир нового жилья взамен аварийного.

В силу ст. 239 Гражданского кодекса РФ устанавливается такая обязанность, а также указывается, что приватизированное жилое помещение изымается за плату.

Не допускается выделение взамен аварийного жилья квартиры на основании сойнайма муниципальной жилплощади.

В ходе изъятия старой квартиры с муниципалитетом заключается договор купли-продажи или мены.

После оформления соответствующего договора собственником квартиры с администрацией должна быть осуществлена процедура его государственной регистрации в службе Росреестра.

Собственнику объекта недвижимости необходимо в течение 1 месяца покинуть жилье после заключения сделки.

Законодательство о расселении аварийного жилья в статье: новый закон о расселении аварийного жилья.

Из муниципальной жилой площади

Наниматель муниципального жилья на основании договора сойнайма согласно нормативам ст. 89 Жилищного кодекса РФ имеет право на новое жилье при расселении.

При переселении не требуется согласие нанимателя. Кроме того, он не вправе совершить приватизацию предоставленной квартиры.

Она предоставляется квартиросъемщику согласно положениям действующего законодательства, при учете нормативов предоставления жилплощади, которые установлены в соответствующем муниципальном образовании.

Норма предоставления устанавливается в каждом регионе органами исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с указаниями местных правовых актов.

Положения ст. 58 ЖК указывают, что в ходе предоставлении жилья на основании договоров социального найма заселение 1-ой комнаты жильцами разного пола, исключая супругов, возможно исключительно при их согласии.

В отношении супругов предоставляется отдельная комната на двоих.

Важно знать, что при наличии в семье детей разного пола, им также полагаются отдельные комнаты.

Предоставление нового жилья

В ситуации, когда собственник аварийной квартиры принял решение получить иное жилое помещение, в силу положений ст. 32 Жилищного кодекса оно должно соответствовать установленным требованиям.

Предоставляемая квартира должна отвечать следующим условиям:

 Быть благоустроенной, в ней должны быть комфортабельные жилищные условияравнозначной по площади прежде занимаемого жилья
 Обладать таким же количеством комнати располагаться в том же районе города
 Соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормамСНиПам, государственным стандартам и т.д.

Владелец объекта недвижимости имеет право на отказ от предлагаемой жилплощади, если его не устраивают условия или она не соответствует требованиям нормативно-правовых актов.

Реализация программы

Согласно указаниям законов субъектами жилищно-правовых отношений являются наниматели муниципального жилья на основе соглашения соцнайма, собственники квартир, а также выполняющие надзор за реализацией государственных программ государственные и муниципальные органы.

Программа переселения граждан аварийных объектов должна претворяться в действительность поэтапно с учетом предписаний жилищного законодательства:

 Признание дома аварийнымместной администрацией на основании обследования состояния дома межведомственной комиссией
 Администрацией выносится распоряжение о сносе непригодного для проживания зданиялибо его капитального ремонта, реконструкции, изъятии земельного участка, на котором размещен жилой дом
Направление уведомления владельцам аварийного жильяо вынесенном органом местного самоуправления решении. В соответствии со ст. 86 ЖК РФ, обычно, жители аварийной жилплощади должны уведомляться о переселении за 1 год
 Подача иска в судв случае отказа собственника квартиры очистить помещение или непринятии им своевременных действий в определенный срок
 Выполнение независимой экспертизыТехнического состояния для установления рыночной цены аварийного объекта недвижимости
 Произведение выкупаза аварийную квартиру ее собственнику, размер которого определяется в процессе выполнения расчета рыночной стоимости оценочной организацией

Следует помнить, что принудительное переселение жителей возможно только через судебные органы.

Выкупная стоимость

Муниципальные органы могут выкупить жилые площади, признанные непригодными для проживания. Для этого местная администрация устанавливает сумму выкупа.

В выкупную цену должны включаться затраты владельца жилья на переезд, а также на оформление необходимых документов, кроме рыночной стоимости ранее занимаемого жилого помещения. Размер выкупной стоимости определяется согласно ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

В случае необходимости съема временного жилья вследствие отсутствия подходящего для проживания жилого помещения, арендная плата по договору найма также должна включаться в сумму выкупа.

Судебная практика

Крайне распространенной категорией гражданско-правовых дел в судах являются дела по поводу расселения из аварийного жилья.

Поскольку часто процедура расселения выполняется с разнообразными нарушениями, судебная практика по вопросам переселения жильцов непригодных для проживания граждан обширна.

Местные власти принимают незаконные и необоснованные решения, которые приводят к нарушению интересов жильцов.

Часто предложенные муниципальными органами варианты альтернативного жилья не устраивают жителей аварийного объекта.

Относительно выкупной стоимости, она должна включать все затраты владельцев квартир, а также упущенная выгода.

Кроме того, в рыночную стоимость жилья должна включаться стоимость доли участка земли, на котором находится жилой дом.

Норма содержится в указаниях Гражданского и Жилищного кодексов РФ. Они закрепляют принцип неразрывной связи земельного участка и объекта недвижимости, находящегося на нем.

: Госдума вводит новые механизмы расселения аварийного жилья:

Загрузка…

Источник: https://ipoteka-nedvizhimost.ru/prinuditelnoe-rasselenie-iz-avarijnogo-zhilya/

Компенсация за аварийное и ветхое жилье собственнику при сносе частного дома в 2020: судебная практика, как получить

Судебная практика по ветхому жилью

» Купля-продажа квартиры » Компенсация за аварийное жилье при расселении

12 060 просмотров

Каждый владелец жилья в аварийном доме имеет право на определенную денежную компенсацию. Кроме нее можно затребовать новое жилье в другом доме, однако нередко владельцы останавливаются именно на компенсации, так как это самый быстрый и простой способ избавиться от аварийного жилья.

Как получить?

Для того, чтобы получить деньги в виде компенсации, сначала необходимо, чтобы дом признали аварийным. Это обязательное условие. Если жилье считается ветхим – ни о какой компенсации речь не идет. Ветхое жилье не сносят и в нем все еще можно сравнительно безопасно и комфортно жить.

Порядок действий

  1. Собрать документы.
  2. Написать заявление на признание дома аварийным (см.ниже).
  3. Направить заявление в местную администрацию или межведомственную комиссию (если последняя работает на постоянной основе).
  4. Дождаться заседания комиссии и признания дома аварийным.

  5. Уточнить очередность. При расселении учитывается уровень аварийности дома. Чем строение ближе к состоянию «развалится прямо сейчас», тем быстрее будет производиться выплата компенсации или переселение.
  6. Получить предложение на переселение или выплату компенсации.

    Выбрать подходящий вариант.

  7. Написать соответствующее заявление в местной администрации (заполняется на месте).
  8. Получить деньги.

    С момента получения выплаты собственникам дается несколько дней на то, чтобы освободить аварийную жилплощадь, однако лучше не дожидаться этого момента, а выселяться заранее.

Документы

Вся процедура требует примерно следующего перечня документов:

  • Паспорта всех собственников (для несовершеннолетних лиц, не получивших паспорта нужны будут свидетельства о рождении).
  • Выписка из ЕГРН (показывает отсутствие обременений и, что немаловажно, четко указывает на собственника жилья). Рекомендуется заказывать как можно более свежую выписку.
  • Правоустанавливающие документы (на основании которых заявитель получил данную квартиру в собственность).
  • Выписка из домовой книги (показывает лиц, прописанных в данной квартире).
  • Техпаспорт на жилплощадь (нужен преимущественно для определения площади квартиры и ее оценки для выплаты компенсации).

Значительная часть всех действий зависит от тех правил и нормативов, которые приняты в регионе проживания. Законодательство устанавливает только общие принципы реализации программы расселения аварийного жилья, но не указывает конкретные действия. Таким образом порядок действий и перечень документов могут отличаться от того, что написано выше.

Заявление на признание дома аварийным

Обычно дома осматриваются и признаются аварийными централизовано. Однако, если какое-то строение по какой-то причине пропустили, жильцы дома могут составить и направить в администрацию соответствующее заявление.

В заявлении должна указываться следующая информация:

  • Данные заявителей.
  • Информация о доме.
  • Требование проведения проверки строения.
  • Дата и подписи всех заявителей.

Образец

Скачать образец заявления на проверку дома

Расходы

Считается, что процедура переселения или получения компенсации бесплатная. Однако при определенных условиях могут возникать различные расходы:

  • Услуги специалистов, которые составят отчет об аварийном состоянии дома: от 10 тысяч рублей. Формально, этим должна заниматься межведомственная комиссия, но как доказывает практика, намного проще и быстрее предоставить такой отчет одновременно с заявлением.
  • Согласия всех жильцов на получение компенсации, заверенные нотариально: порядка 2 тысяч рублей за каждый такой документ.
  • Свежая выписка из ЕГРН: 350 рублей.
  • Новый техпаспорт: от 10 тысяч рублей.
  • Восстановление правоустанавливающих документов: от 5 тысяч рублей.

Сроки

С момента подачи заявления и до принятия решения проходит порядка 2-3 месяцев. Дальнейший срок ожидания очереди сложно прогнозировать. Однако, если рассматривать вопрос с компенсацией, обычно ее выплачивают намного охотнее и быстрее. Таким образом, в среднем, с момента подачи заявления и до получения денег проходит около полугода или меньше.

Размер денежной компенсации

Очень важный вопрос – размер компенсации. Некоторые собственники считают, что их квартиры будут оценены строго по рыночной стоимости, что не является правдой. Процедура оценки обычно выполняется крайне примитивно:

  • Выбирается несколько похожих аналогов.
  • Устанавливается усредненная рыночная цена за 1 кв.м. площади.
  • Применяется понижающий коэффициент (от 10 и до 50%, в зависимости от состояния жилья).
  • Полученная стоимость 1 кв.м. умножается на общую площадь жилья.

Если дом нужен вместе с земельным участком на котором тот расположен и земля находится в собственности жильцов строения, к цене квадратного метра может добавляться еще небольшая сумма сверху.

Пример расчета: Есть 3 жилых помещения в том же районе, но не в аварийных домах. Стоимость квадратного метра у них составляет 70, 90 и 150 тысяч рублей соответственно. Средняя стоимость составит (70+90+150)/3=103 тысячи рублей.

Целевой дом очень старый и жилые помещения находятся в отвратительном состоянии. Применяется понижающий коэффициент в размере 50%. Значит, если округлить, 1 кв.м. будет стоить около 50 тысяч рублей. Предположим, что целевая квартира имеет площадь 65 кв.м.

Значит размер компенсации составит 50*65=3 миллиона 250 тысяч рублей.

Очень часто собственников жилых помещений, расположенных в аварийных домах не устраивает размер компенсации. И это вполне понятно, ведь они ориентируются на рыночные цены, без всяких коэффициентов. Однако нужно понимать и другое: администрация не будет выкупать не нужные ей квартиры по полной цене.

Если нужно получить максимальную сумму рекомендуется подождать, получить свою новую квартиру в другом доме и продать ее. Так размер «компенсации» будет существенно выше. Однако если деньги нужны срочно, то никаких вариантов нет – придется соглашаться с тем, что предлагают.

С другой стороны, даже указанная выше грубая оценка может выполняться неправильно. Как следствие, реальная стоимость квартиры будет еще ниже, чем это вообще возможно. В такой ситуации рекомендуется заказывать отчет об оценке в независимой компании и обращаться в суд.

Как доказывает практика, местные суды, вплоть до областного, практически всегда становятся на сторону администрации.

Хотя бы просто потому, что никаких строго определенных нормативов и цифр, на которые можно было бы опираться, законодательство не предоставляет.

А отчет с независимой оценкой может просто не приниматься во внимание. Нужно будет двигаться дальше, вплоть до ВС РФ (Верховного Суда).

Рассмотрим несколько примеров из судебной практики, связанных с выплатой компенсации за аварийное жилье:

Пример №1: В суд обратился истец с требованием пересмотреть размер положенной ему компенсации за аварийное жилье. В качестве доказательства истец предоставил отчет об оценке, выполненный независимой оценочной компанией.

Предложенная сумма и цена в отчете отличаются приблизительно на 40%. Истец считает это недопустимым. Суд, рассмотрев материал дела отказал в удовлетворении иска на том основании, что в независимом отчете нет ни слова о том, что дом является аварийным.

Таким образом, оценка была произведена без учета этой важной особенности, что и дает разницу в 40%.

Пример №2: В суд обратился истец Семенов О.В. с требованием признать предложенную ему сумму компенсации неактуальной, и произвести пересчет заново. В качестве доказательства предоставляется отчет о независимой оценке. Данный документ учитывает тот факт, что дом аварийный.

В нем используется понижающий коэффициент в размере 50% от стоимости, что наглядно отражает факт аварийности строения. Однако, даже с учетом снижения цены жилья на 50%, оно все равно стоит почти на 100% дороже, чем составляет размер денежной компенсации. Настолько сильная разница не может объясняться никакой аварийностью.

Суд удовлетворяет требования заявителя и обязует администрацию произвести новый перерасчет суммы компенсации с учетом новых данных.

Из-за отсутствия четко прописанных правил и особенностей процедуры расчета суммы компенсации и ее выплаты очень часто возникают многочисленные спорные ситуации и проблемы. Значительную их часть решить без помощи квалифицированного специалиста невозможно. На бесплатной консультации опытные юристы расскажут об основных моментах, требующих внимания клиента. Они же могут взять на себя общение с администрацией и даже могут представлять интересы клиента в суде.

Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните +7(499)369-98-20 – Москва и Московская область
  • позвоните +7(812)926-06-15 – Санкт-Петербург и область

Источник: https://ros-nasledstvo.ru/kompensatsiya-za-avarijnoe-zhile-pri-rasselenii/

Расселение аварийного дома, предоставление жилья. Судебная практика ВС РФ

Судебная практика по ветхому жилью

Признание жилого дома аварийным. Процедура

Любой собственник жилого или нежилого помещения, расположенного в жилом доме, вправе обратиться с заявлением о признании дома аварийным.

Оценка пригодности дома для проживания определяется межведомственной комиссией.

Далее, если межведомственная комиссия принимает решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, то соответствующий орган власти (орган местного самоуправления) принимает решение о сроках переселения граждан из занимаемых в данном доме помещений.

Межведомственная комиссия может принять не только решение об аварийности дома и его сносе, но, и, например, о возможности проведения капитального ремонта или дать оценку конкретным жилым помещениям дома на предмет их соответствия обязательным требованиям (пригодности для проживания в них граждан).

На основании полученного заключения межведомственной комиссии, соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления обязан принять решение и издать распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Признать дом аварийным может только межведомственная комиссия

Если она бездействует (не принимает решение о состоянии дома при наличии соответствующих обращений), гражданин вправе обжаловать такое бездействие в суд (просить признать бездействие незаконным).

Может иметь место быть и обратная ситуация, когда решение межведомственной комиссией принято, но с таким решением не согласен гражданин (или группа граждан). В данном случае в заявлении в суд указывается: «прошу признать решение межведомственной комиссии незаконным».

Аналогичным образом заявляются требования о признании действий (бездействия) органов власти (местного самоуправления) незаконными в случае, если решение межведомственной комиссией принято (к примеру, дом признан аварийным и подлежащим сносу), однако не принято решение о сроках расселения граждан из аварийного жилья местной администрацией.

Юристы адвокатского бюро «АВЕДА» помогут подготовить соответствующее обращение в межведомственную комиссию, а также составить иск и/или коллективные иски в  суд об оспаривании бездействия или решения межведомственной комиссии.

Кроме признания аварийными многоквартирных домов, у граждан нередко возникает необходимость в признании аварийным частного жилого дома.

Согласно статье 57 Жилищного кодекса РФ, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. При этом жилое помещение предоставляется гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Таким образом, от установления факта аварийности частного жилого дома и признания дома (жилого помещения) непригодным для проживания зависит решение вопроса о постановке лица – собственника частного жилого дома на учет в органе местного самоуправления как нуждающегося в жилом помещении и дальнейшее его расселение в пригодное для проживания помещение.

Как следует из анализа судебной практики, органы местного самоуправления нередко уклоняются от обследования частных жилых домов на предмет их оценки соответствия требованиям, предъявляемым к жилым помещениям (пригодности или непригодности для дальнейшего проживания). Ссылаются на то, что принятие решения по признанию частных домов пригодными (непригодными) для проживания является правом органа местного самоуправления, но не обязанностью.

Однако с таким подходом не согласился Верховный Суд РФ, указав в Обзоре практики, что законодателем не предусмотрено иного порядка обследования частных жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для дальнейшего проживания, кроме обследования создаваемыми на уровне муниципального образования межведомственными комиссиями.

В случае отказа в проведении оценки пригодности (непригодности) частного жилого дома для дальнейшего проживания, следует обращаться в суд с требованиями о возложении на администрацию муниципального образования обязанности произвести обследование частного жилого дома.

Обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, признанных непригодными для проживания

Аварийный дом не включен в адресную программу по переселению

Если многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, но при этом дом не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья, то в силу закона администрация должна выкупить изымаемое жилое помещение, а не предоставить взамен другое.

По общему правилу, в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения в многоквартирном жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, изымаются у собственников путем выкупа. ЖК РФ не содержит норм права, позволяющих собственникам таких помещений требовать не выкупа жилых помещений, а предоставления других, пригодных для проживания, жилых помещений.

Вместе с тем, в обзоре практики, Верховный Суд одобрил практику судов, исходящих из того, что в случае если аварийный дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, собственники помещений в таком доме вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

Таким образом, право выбора собственником помещений либо выкупной цены, либо предоставления другого жилья возникает в случае, если:

1) аварийный дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;

2) орган местного самоуправления бездействует, то есть не исполняются требования части 10 статьи 32 Жилищного кодекса:

  • орган, принявшим решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не предъявляет к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок;
  • не принято решение об изъятии для муниципальных нужд жилых помещений и земельного участка, на котором расположен дом в случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома.

В случае несогласия с предложенной органом местного самоуправления оценкой вашего жилого помещения, собственник такого помещения вправе предоставить суду доказательства иной стоимости выкупаемого жилья в аварийном доме. Таким доказательством будет являться отчет об оценке стоимости имущества, изготовленный в соответствии с требованиями закона «Об оценочной деятельности в РФ».

Верховный Суд РФ также отметил, что стоимость доли в праве собственности на общее имущество в таком доме (включая земельный участок) должна включаться в рыночную стоимость жилого помещения в многоквартирном доме и не может устанавливаться отдельно от рыночной стоимости жилья. Указано, что отдельно стоимость земельного участка при выкупе жилого помещения не определяется, ибо предназначен он для обеспечения возможности пользования жилым помещением.

Адвокаты адвокатского бюро «АВЕДА» имеют многолетний опыт работы и судебного представительства по жилищным спорам.

Источник: https://AdvokatvOmske.ru/yuridicheskie-publikacii/5-rasselenie-avariynogo-doma-predostavlenie-zhilya-sudebnaya-praktika-vs-rf.html

Странное решение Верховного Суда РФ: переселенцам из аварийных бараков предоставлять равноценное жилье

Судебная практика по ветхому жилью

26.05.2015

YKTIMES.RU – Гражданам, которых переселяют из аварийного жилья, государство гарантирует благоустроенное жилье той же площади, что у них было. При этом для тех, кто стоял на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, место в очереди должно быть сохранено. Такую важную мысль высказал Верховный суд РФ, когда пересмотрел одно из сложных переселенческих судебных дел.

Вот уже несколько лет как по всей стране людей переселяют из аварийного жилья. На это казной выделено немало средств, но процесс расставания со старыми стенами и получения нового жилья далеко не всегда проходит гладко, так как все сложные правовые и житейские коллизии предусмотреть просто невозможно, пишет сегодня “Российская газета”.

Поэтому Верховный суд детально разобрал очередное дело, объяснив своим коллегам, как правильно применить закон в непростой ситуации.

В одном из регионов местная администрация обратилась в суд с просьбой переселить из аварийного барака семью из шести человек. В регионе шла адресная программа переселения граждан из аварийного жилья. Барачная квартира ответчиков, которых хотели принудительно переселить, находилась в муниципальной собственности. Но районный суд чиновникам в переселении отказал.

Суд увидел, что предлагаемое гражданам вместо барака жилье “не отвечает требованиям закона”.

Местный суд сказал, что жильцы аварийного здания стоят в очереди на улучшение жилищных условий, поэтому должны быть обеспечены жилой площадью, подходящей под нормы закона.

Вместо этого одному из них на семью из шести человек чиновники предложили однокомнатную квартиру. С отказом в иске районного суда согласилась и апелляционная инстанция. Администрация дошла до Верховного суда и там нашла понимание.

Вот что разъяснила по поводу подобных ситуаций Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда.

Для создания безопасных жилищных условий несколько лет назад был подготовлен и принят Закон “О Фонде содействия реформированию ЖКХ”.

Этот закон установил правовые и организационные основы предоставления денег субъектам и муниципальным образованиям, в том числе и на переселение людей из аварийного жилья.

В этом законе (статьи14 и 16) наличие региональной программы переселения людей из бараков названо одним из условий участия субъектов в реализации закона о Фонде, и получение финансовой поддержки на ее реализацию осуществляется за счет средств Фонда.

В паспорте областной адресной программы о переселении граждан из бараков задачей и целью программы названы переселение граждан из зданий, признанных аварийными из-за физического износа, и ликвидация подобного жилья в принципе. Эта же программа устанавливает и сроки переселения жильцов аварийного фонда.

В этом же законе сказано, что переселение жильцов должно проходить в соответствии с жилищным законодательством.

То есть другая крыша над головой должна находиться в границах того населенного пункта, где люди жили. Только с их письменного согласия переселенцам могут дать помещение в другом населенном пункте.

Порядок переселения людей из аварийных бараков по деталям расписан в статьях 86-89 Жилищного кодекса РФ. В той же 86-й статье сказано дословно следующее: если дом, в котором у гражданина есть квартира по договору соцнайма, идет под снос, то те, кто принял решение о сносе, предоставляют человеку другое жилье по такому же договору соцнайма.

А в статье 89 Жилищного кодекса говорится, что таким переселенцам по договору дается другое помещение, которое должно быть благоустроено применительно к условиям этого населенного пункта, и быть равнозначным тому, что было по общей площади. Если гражданин стоит на учете как нуждающийся или имеет право состоять на таком учете, то жилье ему дают по нормам предоставления.

Вот что важное подчеркнул Верховный суд. Закон “О Фонде содействия реформированию ЖКХ” не относится к числу законов, к которым отсылает 89-я статья Жилищного кодекса.

Пленум Верховного суда специально рассматривал вопросы судебной практики, появляющиеся при применении Жилищного кодекса(N14 от 2009 года). И там были даны следующие важные разъяснения.

В случае выселения граждан по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 Жилищного кодекса, людям предоставляется другое благоустроенное помещение по договору соцнайма, равнозначное по общей площади прежнему.

Главное – предоставляется людям помещение не в связи с улучшением жилищных условий.

Граждане, которые стояли на учете как нуждающиеся, сохраняют право стоять в очереди, если не отпали основания находиться на учете (статья 85 Жилищного кодекса).

Следовательно, делает вывод Верховный суд, предоставление людям другого жилья из-за сноса аварийного дома носит компенсационный характер и гарантирует гражданам условия проживания, которые должны быть не хуже того, что у них было с точки зрения безопасности.

В нашем случае, говорит Судебная коллегия по гражданским делам, жилье давали семье из-за переселения из аварийного дома, а не по причине улучшения их жилищных условий.

При таких обстоятельствах отказ суда в иске чиновникам переселять граждан из-за того, что не соблюдены нормы предоставления жилья, противоречат всем перечисленным законам.

Интересно, подчеркнул Верховный суд, но местные суды даже не рассматривали вопрос о равноценности жилья, которое предложили переселенцам тому, что у них было в аварийном бараке. Поэтому Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда отменила все решения местных судов и велела дело пересмотреть с учетом своих разъяснений.

От сайта YKTIMES.RU хотелось бы выразить некоторое недоумение по поводу этого решения ВС РФ – по логике суда переселенцам из аварийного жилья необходимо предоставлять такое же аварийное жилье. Любое другое жилье, не аварийное, автоматически переводит ситуацию в разряд “улучшение жилищеых условий”. Нам кажет

Источник: https://www.yktimes.ru/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/strannoe-reshenie-verhovnogo-suda-rf-pereselentsam-iz-avariynyih-barakov-predostavlyat-ravnotsennoe-zhile/

Верховный суд разъяснил права жителей ветхих домов

Судебная практика по ветхому жилью

В каких случаях старое здание, приговоренное к сносу, можно не рушить? Какие права есть у тех, кому вместо аварийного жилья предлагают новое? И что будет, если желания перебираться в новую квартиру у жильцов старой – нет. На эти и вопросы ответил Верховный суд РФ в обзоре практики по проблемам аварийного жилья.

Как известно, правительство поставило цель – избавиться от развалюх – бараков, которых еще хватает на просторах родины. Но процесс признания дома аварийным и переселение оттуда граждан оказался болезненным и сложным.

Две стороны – жильцы старых домов и местные чиновники, ответственные за ликвидацию барака и переселение его обитателей, очень часто не могут договориться. Несогласные граждане с одной стороны и обиженные чиновники с другой буквально атаковали суды.

В результате в стране сложилась большая судебная практика по разрешению таких “аварийных” дел.

Поэтому Верховный суд показал коллегам правильный подход к разрешению некоторых спорных вопросов.

Главный вывод , который сделал Верховный суд, проанализировав дела об аварийном жилье, звучит так – в основном судебные споры возникают из-за чиновников.

Выражаясь точнее, из-за “ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления, обязанностей, возложенных на них жилищным законодательством”.

Верховный суд напоминает, по каким документам дом можно признать аварийным. Это сказано в 15-й статье Жилищного кодекса. Дом становится непригодным для проживания только по решению органа исполнительной власти. Есть главный документ – это постановление правительства от 28 января 2006 года N 47.

Этот документ утвердил Положение о признании жилого помещения не пригодным для обитания там людей. Решать, сносить дом или реконструировать, должна межведомственная комиссия. Но ее мнение не окончательное и бесповоротное. Оспорить “приговор” зданию имеет право суд.

Ведь не секрет, что иногда вполне нормальные дома, особенно в исторических центрах крупных городов, признают аварийными в угоду коммерсантам.

Следствие займется регионами СЗФО, сорвавшими реформу ЖКХ

Верховный суд подчеркивает: если оспаривается заключение комиссии о непригодности дома, то местный суд должен обязательно проверить, был ли соблюден порядок принятия такого заключения.

Часто под вопросом оказывается компетентность проверяющих.

В качестве примера приводится иск граждан, которые написали, что к оценке состояния их дома не привлекли специалистов, а чиновники оценили состояние дома “на глазок”.

Есть две ситуации, в которые могут попасть жильцы сносимых домов. Первая – это когда дом попал в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья. И вторая – когда дом в такую программу не попал. Если дом идет под снос не по программе, то квадратные метры у хозяина выкупаются.

В таком случае суд не должен заставлять местных чиновников обеспечивать собственника жильем. А вот если дом попал в госпрограмму, тогда собственнику могут на выбор, либо отдать деньги, либо предоставить другое жилье.

Но Верховный суд подчеркивает – есть сложные моменты именно в предоставлении другого жилья.

Главное – нельзя заставлять граждан выбирать что-то одно, то есть действовать насильно. Только по согласованию сторон. Именно практику договариваться Верховный суд считает правильной.

Ну а если договориться все же не вышло? Тогда чиновники требуют переселить насильно. Это болезненный вопрос – иски от граждан, которых не устраивает новое жилье и они отказываются переезжать.

Верховный суд еще раз напоминает – такие иски о принудительном переселении от чиновников суды некоторых регионов удовлетворяют, что называется, “не глядя”. Но по закону новое жилье должно быть лучше старого по уровню благосостояния.

Как пример, ВС приводит отказ в иске чиновникам, которые хотели переселить семью из ветхого дома с паровым отоплением, в “новую” квартиру, но с печным. В любом случае – ухудшения условий жизни при переселении быть не должно. И еще важный момент – место переселения.

Новая квартира должна быть в пределах того же населенного пункта, где была старая. Но и здесь наши чиновники нашли лазейку. Они стали “путать” два понятия – “границы населенного пункта” и “границы муниципального образования”. На это Верховный суд ответил – эти понятия не тождественны.

И привел пример, когда два суда – в Омске и Благовещенске попытались насильно переселить семьи в “пределах муниципального образования”. В итоге оба новых адреса оказались больше чем в полусотне километров от городов, где у граждан было аварийное жилье.

Особый разговор о цене выкупаемого старого жилья. Верховный суд подчеркивает – она должна включать рыночную стоимость жилого помещения, убытки, которые понес собственник при его изъятии, включая упущенную выгоду, а также сумму за непроведенный капитальный ремонт.

Отдельный разговор о сроках переезда из аварийного жилья. Исков о затянутых сроках переезда в судах очень много. В этом вопросе у Верховного суда жесткая позиция.

Если дом из-за ветхости опасен для жизни – решение о переселении надо принимать быстро. А то во многих регионах из года в год чиновники продлевают сроки переселения.

Суд должен признавать незаконным постановление местной власти о переносе сроков и требовать предоставления людям безопасного жилья.

Источник: https://rg.ru/2014/08/05/vs.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.