Сроки сноса аварийного дома

Содержание

Расселение аварийного и ветхого жилья. Что дают взамен, где узнать сроки сноса, куда обращаться за помощью?

Сроки сноса аварийного дома

Жители старых домов, находящихся в плачевном состоянии, надеются получить новые квартиры по программе расселения ветхого жилья. Кто может рассчитывать на переселение, и что надо предпринять, чтобы объект признали несоответствующим нормам проживания?

Какое жилье признается непригодным для жизни?

Какая разница между ветхим и аварийным домом, какой из этих статусов означает, что здание надо расселять?

Ветхое жилье – это скорее бытовой термин, а не юридический. Он говорит о том, что здание очень старое, имеет большой износ, ему требуется серьезный ремонт. Но риск обрушения отсутствует, и нахождение в нем неопасно для жильцов.

Аварийным дом признается, если проживание в нем представляет угрозу здоровью и жизни людей. И это связано не только с износом. Согласно действующему законодательству жильцов расселят, а здания признают подлежащим реконструкции или сносу, если присутствуют следующие признаки:

  1. Поврежден фундамент или несущие конструкции стен.
  2. Велика вероятность оползней, наводнений, лавин в этой местности.
  3. Повышенный уровень шума.
  4. Близость высоковольтных линий передач.
  5. Наличие в строительных материалах повышенной концентрации вредных веществ.
  6. Изменение окружающей среды или микроклимата помещений, не позволяющее соблюдать необходимые для проживания санитарные нормы.

Что предпринять для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу?

Если в жилом здании появились трещины в стенах, протекает крыша или периодически прорывает трубы, а управляющая компания ничего не предпринимает, вы можете написать жалобу в региональную жилищную инспекцию.

По вашему заявлению будет инициирована проверка соблюдения УК требований по содержанию общего имущества дома.

В случае обнаружения признаков аварийности в адрес органов местного управления направляется требование о проведении дополнительной проверки.

Также можно обращаться с заявлением о признании дома аварийным напрямую в межведомственную комиссию.

По результатам исследований коллегиальный орган присваивает дому статус:

  1. Непригодный для проживания – подлежащий капитальному ремонту, реконструкции или сносу.
  2. Пригодный для проживания.

Собственники жилья могут привлекаться к работе с правом совещательного голоса. Окончательное решение принимается местной администрацией, также она может вынести решение о проведении повторной проверки.

Частный дом тоже может быть признан аварийным или ветхим, но законодательство обязывает собственников самостоятельно следить за состоянием своего жилища, своевременно производить капитальный и текущий ремонты.

Кто может написать заявление?

Обратиться в жилищную инспекцию или комиссию может любой представитель дома, проживающий там на законных основаниях:

  • собственник;
  • наниматель;
  • член семьи собственника или нанимателя с постоянной регистрацией по этому адресу.

Кроме того, проверка может быть инициирована государственным надзорным органом. Получать согласие жильцов на инспекцию не требуется. Заявление можно подать:

  • лично через канцелярию организации;
  • по почте заказным письмом;
  • через портал Госуслуги.

Где можно получить информацию по срокам расселения?

После того как здание признано непригодным для проживания, его вносят в очередь на расселение. Людей в первую очередь беспокоит вопрос: если дом признали аварийным через сколько должны расселить по закону? Точный срок, в течение которого переселяют в новые квартиры, законодательно не определен, иногда ожидание длится годами.

Если проживание в доме несет непосредственную опасность, жильцов могут переселить во временное место до тех пор, пока не будут достигнуты договоренности или не завершится строительство нового жилого объекта.

Ускорение процесса возможно через суд. Для этого следует доказать, что жить в доме опасно и промедление может нанести вред здоровью проживающих. Для сопровождения дела желательно нанять юриста, имеющего опыт в решении подобных споров.

Программы обновления жилищного фонда

Существуют региональные и федеральные проекты по переселению из аварийного жилья, получающие финансирование из бюджета. Если здание попадает в один из них, то график сноса определяется условиями госпрограммы.

Крупнейшая кампания федерального значения – это программа переселения из ветхого и аварийного жилья 2019 «Жилье и городская среда». Ее цель – сокращение непригодных для жизни объектов. Проект разбит на этапы: 2013-2018 гг. и 2019-2024 гг. На официальном сайте www.reformagkh.ru в разделе «Переселение граждан» периодически можно узнавать актуальную информацию и последние новости:

  • списки домов, включенных в программу;
  • порядок сноса и расселения квартир;
  • информацию по заключенным контрактам;
  • адреса строящихся и построенных домов.

В рамках программы запланировано переселение 530 тысяч человек, снос 9,5 миллиона квадратных метров, которые были признаны непригодными до 1 января 2017 года. Финансовое обеспечение составляет 507 миллиардов рублей, из них 432 млрд – из федерального бюджета, 75 млрд – из региональных и внебюджетных источников.

Чтобы узнать, включено ли здание в перечень на снос, нужно обратиться в жилищный отдел муниципалитета. Также реестр аварийных домов может быть выложен на официальном сайте местной администрации.

Альтернативой демонтажу старых советских домов является программа реновации, второй этап которой проходит в Москве. Это масштабный проект, рассчитанный на 15-20 лет.

Он предусматривает плановую замену целых кварталов (состоящих на 90% из «хрущевок»), обновление не только домов, но и городской инфраструктуры.

Опыт столичной реформы в дальнейшем, возможно, будет воплощен и в других городах России.

Какие льготы имеют жильцы домов, признанных аварийными?

После принятия решения о том, что здание непригодно для проживания, оно исключается из списка фонда капитального ремонта. В связи с этим жильцы освобождаются от обязанности вносить ежемесячные взносы. Но они продолжают оплачивать все потребляемые коммунальные услуги.

В случае если в здании из-за аварийного состояния отсутствует газ или горячая вода, но начисления за них поступают, следует обратиться с заявлением в Управляющую компанию с требованием аннулировать эти суммы. Платежи должны производиться только за фактически потребленные услуги.

Можно ли продать квартиру в доме под снос?

Присвоение объекту статуса аварийного не влияет на права собственников. До подписания соглашения с администрацией, а этот период может растянуться на несколько лет, они могут свободно распоряжаться недвижимым имуществом:

  • продавать;
  • передавать по наследству или в дар;
  • сдавать в аренду.

Должны ли жильцы сносить старый дом за свой счет?

В жилищном кодексе прописано, что уничтожение непригодного для проживания здания – это зона ответственности собственников. Согласно ст.

32 ЖК РФ владельцы должны самостоятельно за свой счет провести снос аварийных домов.

Если они не осуществили это в предоставленный срок, муниципалитет принимает решение об изъятии участка, на котором расположен объект. Как следствие, изымаются все жилые помещения.

В большинстве случаев органы местного самоуправления осуществляют переселение и демонтаж за свой счет. К тому же в домах есть квартиры, в которых люди живут на основании договора соцнайма. Их собственником является муниципалитет.

К многоквартирным домам, включенным в федеральную или региональную программу, не предъявляется требование производить снос за свой счет.

По мнению юристов, содержание статьи 32 ЖК РФ можно толковать, скорее, как право жильцов снести дом и отстроить на том же участке новый, а не обязанность. Но тем не менее периодически возникают прецеденты, когда ответственность и оплату за разбор ветхого строения муниципалитет пытается возложить на жильцов.

Что должны предоставить взамен аварийного дома, подлежащего сносу? Различаются ли права собственников и нанимателей?

Согласно законодательству, владелец квартиры или проживающий в ней по договору соцнайма гражданин, имеет право выбрать, как получить компенсацию за утраченную жилую площадь. Есть два варианта: предоставление другой квартиры или денежный эквивалент.

Людям, проживающим в ветхом здании на основании договора социального найма, должны предоставить равнозначную благоустроенную квартиру, площадь которой не менее сносимой. В новом жилище на каждого члена семьи должно приходиться 18 или более квадратных метров. Это значит, если в старой квартире метраж на человека был меньше нормы, то в новой это будет исправлено, и ее площадь будет увеличена.

Собственникам жилищный кодекс не гарантирует равноценное жилище, в законе это не прописано. Зато, если в старом здании были коммунальные квартиры, то при переселении каждая семья получит отдельное жилье.

Выкупная цена аварийного жилища – один из наиболее часто рассматриваемых вопросов в российских судах. Согласно статье 32 ЖК РФ стоимость выкупа составляется из:

  • рыночной стоимости квартиры такой же площади в этом же районе;
  • убытков, понесенных в связи с переездом, поиском и съемом временного жилья;
  • финансовых потерь на оформление документов;
  • упущенной выгоды.

Источник: https://snos-domov-renovatsiya.ru/rasselenie-avarijnogo-zhilya/

Любое жилье можно снести или изъять: В Госдуме затевают реновацию всей России – Свободная Пресса

Сроки сноса аварийного дома

Группа сенаторов и депутатов внесла в Госдуму законопроект, который позволит местным властям по всей стране принимать программы сноса и реконструкции жилья, причем не только аварийного. Эксперты уже называют этот документ попыткой распространить программу московской реновации на всю страну.

Одним из авторов проекта поправок № 1023225−7 к Градостроительному, Жилищному и Земельному кодексам РФ стал глава парламентского комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичев, также в числе разработчиков Николай Журавлев, Олег Мельниченко и другие.

Документ во многом учитывает опыт московской программы реновации, хотя само это слово в тексте не упоминается.

Предлагается предоставить местным властям полномочия составлять адресные программы по реконструкции и сносу фактически любых многоквартирных домов в целях «обновления среды жизнедеятельности и создания благоприятных условий проживания граждан». Для этого Жилищный кодекс должен быть дополнен ст. 48.

2, согласно которой решение о включении в программу может быть принято с одобрения двух третей собственников или нанимателей квартир. Исключить дом из программы разрешается одной третью .

Как и в случае с московской реновацией, собственники жилья могут выбирать, что получить взамен — аналогичную по площади и комнатам квартиру в том же районе или денежную компенсацию.

Проблемой может стать пункт, который касается нового механизма комплексного развития территорий. Решение о развитии местные власти могут принимать, если половину территории занимают, например, аварийное жилье, самовольные постройки или многоквартирные дома, вошедшие в адресную программу сноса и реконструкции. Не совсем понятно, что, в таком случае, будет со второй половиной.

Как пишет «Коммерсант», «формулировки поправок во многом совпадают со скандальным правительственным законопроектом 2018 года о комплексном развитии территорий с принудительным изъятием недвижимости для муниципальных нужд по инициативе муниципалитетов», которые исчезли из закона через год после критики.

«В проекте говорится о комплексном развитии территории при условии, что половину от нее составляют определенные здания. А остальные 50% — что, вообще любые дома? Как это может быть?» — прокомментировала инициативу глава комитета Госдумы по жилищной политике Галина Хованская.

Кроме того, у экспертов есть большие сомнения в том, что программу «реновации» действительно удастся распространить на другие регионы страны, ведь, как прописано в законопроекте, финансированием должны заниматься исключительно местные бюджеты, а в них хронически не хватает денег даже на расселение людей из аварийного жилья, что уж говорить просто о «ветхом».

Омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере строительства Дмитрий Катровский еще в январе говорил, что по подсчетам экспертов, необходимая сумма может составить от 1 трлн до 5 трлн рублей, если говорить о 90 млн кв. м жилья, которого в первую очередь надо реновировать.

Рассчитывать же на привлечение инвесторов приходится только в очень небольшом количестве регионов, ведь их интересует, прежде всего, коммерчески выгодные проекты. Поэтому теоретически инициатива может привести к монополизации регионального рынка крупными застройщиками.

А уж норма о комплексном развитии территории, позволяющая сносить практически любые дома, открывает мрачные перспективы.

Член комитета Торгово-промышленной палаты по предпринимательству в сфере ЖКХ Игорь Кокин сомневается, что даже в случае принятия инициативы реновацию действительно удастся массово распространить на регионы.

— Ситуация с реновацией или реконструкцией многоквартирных домов обсуждается давно, практически с тех пор, как эта идея начала реализовываться в Москве.

Тогда возникла большая эйфория по поводу того, что можно эту программу реализовать в других регионах, хотя бы в столицах субъектов Федерации.

Новое правительство, в частности, вице-премьер Марат Хуснуллин говорили о том, что это идея будет воплощена в других регионах. Правда, буквально через несколько месяцев г-н Хуснуллин вынужден был заявить, что ничего не получится.

Все дело в том, что реконструкция или реновация, как ее не называй, требует очень серьезных финансовых вливаний, и сегодня в регионах просто нет инвесторов, которые были бы готовы вложиться не в строительство нового здания на пустом месте, а в реконструкцию существующего. Это требует дополнительных затрат на отселение существующих собственников, выплату им компенсации. Эта идея пока так и осталась идеей, не более того.

Что касается законопроекта, это всего лишь право регионов, если вдруг у кого-то из них появится такая финансовая возможность, не более того. А будет ли оно реально реализовано, сказать сложно. На сегодняшний день у нас очень мало субъектов федерации, которые готовы вкладывать бюджетные средства в строительство и реконструкцию многоквартирных домов.

Доля бюджетного финансирования в строительстве жилья крайне мала. В основном это софинансирование, финансирование частными инвесторами, участие в софинансировании путем предоставления земельных участков и других преференций. Поэтому думаю, пока что этот законопроект — совершенно бесперспективная вещь на предмет того, что как-нибудь, когда-нибудь эта идея может быть реализована.

Тем более что есть очень много подводных камней, связанных с правами собственников, механизмами расселения, и в этом смысле субъекты очень ограничены в своих финансовых возможностях.

Даже сейчас расселение аварийного жилья вызывает очень много вопросов, связанных именно с соблюдением прав собственников.

Без финансирования из Федерального фонда содействия реформированию, думаю, очень мало субъектов, которые могли бы поучаствовать в такой программе.

«СП»: — Представляет ли угрозу норма о новом механизме комплексного развития территорий?

— Программа комплексного развития территорий в нашем Жилищном кодексе существует достаточно давно. Там есть норма, которая предусматривает, что в случае заключения договора о комплексном развитии территории инвестор берет на себя обязательства по расселению собственников или выкупу у них жилья в рамках, предусмотренных 32-й статьей Жилищного кодекса. Но там возникает несколько проблем.

«СП»: — Каких?

— Во-первых, это проблема оценки. Она абсолютно не доработана. Недавно я столкнулся с этим в Нижнем Новгороде, где большие сложности с оценкой стоимости жилья, особенно с учетом не проведенного капремонта. Такой методики оценки просто нет.

Что касается других зданий, которые находятся на этой территории, действующая программа комплексного развития им никоим образом не мешает.

Она предусматривает, что в рамках территории микрорайона остаются магазины, торговый центр, спортзал и другие объекты, а вот в части реконструируемых и сносимых домов строится еще и детский сад или школа.

Создается транспортная, сетевая инфраструктура, так что в этом отношении проблем не возникает.

«СП»: — А как же насчет принудительного изъятия?

— В нашем Жилищном кодексе предусмотрено, что если дом признан аварийным, жилое помещение и земельный участок у собственников изымаются, но путем выплаты выкупной цены или предоставления другого жилья. Существует очень большая практика, в том числе судебная, при защите прав собственников при таком изъятии. Поэтому нельзя говорить о том, что у всех все отберут и выгонят на улицу, это не так.

«СП»: — То есть на не аварийные дома норма о принудительном изъятии в целях развития территории сегодня не распространяется?

— Да, пока что у нас не предусмотрен механизм изъятия жилья в не аварийных домах. Есть единственное исключение — федеральный закон о реновации в Москве, который предусматривает механизм изъятия, но с большим количеством оговорок. А по остальной стране изъятие жилья по реконструкции не предусмотрено.

В то же время, адвокат и юрист в области недвижимости Дмитрий Островский напоминает, что у нас уже действует норма об изъятии жилья для государственных нужд. Поэтому только практика покажет, несут ли новые поправки угрозу нарушения прав собственников.

— Чтобы понять, как у нас обстоят дела с реновацией комплексных территорий, достаточно посмотреть на город Москву и принятое законодательство. В связи с тем, что вице-премьером стал бывший заместитель столичного градоначальника Марат Хуснуллин, который как раз курировал строительную отрасль, думаю, московский опыт хотят распространить на всю страну.

Отвечать на вопрос есть или нет риска для собственников жилья, пока не принят документ в окончательной форме — дело неблагодарное.

Будут ли нарушаться права граждан регионов или нет, можно будет сказать только после того, как станет ясно, в каком виде все нормы прописаны в законе.

Хотя я согласен с Галиной Хованской в том, что вопросы сноса и предоставления жилья по реновации — это не нормы Жилищного кодекса. Это отдельное законодательство, в большей степени градостроительное, которое регулирует вопросы строительства.

Сам по себе законопроект права граждан не нарушает. А вот как будет проходить его реализация — это вопрос.

«СП»: — То есть принудительное изъятие недвижимости — это не нарушение прав собственников?

— Посмотрим, как будет реагировать Государственная дума, профильные комитеты и какой закон мы получим на выходе. Если формулировки об изъятии в том или ином виде останутся, мы сможем предметно обсуждать, есть ли там нарушения. Но я отмечу, что с точки зрения действующего законодательства сами по себе такие нормы не нарушают прав граждан в жилищной сфере.

У нас уже существует и действует норма об изъятии жилья для государственных нужд. Вспомните, сколько было вопросов в Подмосковье, связанных со строительством ЦКАД. Поэтому само по себе наличие нормы еще не свидетельствует о нарушении прав. Речь идет о ее практической реализации.

Источник: https://svpressa.ru/realty/article/276528/

Жилищные нормативы при расселении аварийного и ветхого жилья

Сроки сноса аварийного дома

В жилищном законодательстве на равных правах действуют минимальная санитарная норма, норма предоставления и учётная норма.

СУДЬБА ДОМА

С течением времени дома, в которых мы живём, ветшают. Межведомственная комиссия, формируемая в правительстве, мэрии или префектуре, оценивает состояние дома и решает, пригоден он для проживания или нет, можно ли реконструировать здание или оно подлежит сносу.

Жильцам придётся приготовиться к переезду, если предстоят капитальный ремонт или реконструкция дома; переоборудование строения и помещений, ставших непригодными для проживания, в нежилые; снос аварийного здания либо снос в рамках городских жилищных программ; изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд в целях нового строительства и развития территорий.

Дом может быть признан аварийным из-за места расположения (находится в зоне оползней, селевых потоков, снежных лавин); при деформации фундамента, стен, несущих конструкций здания по естественным причинам (износ) или из-за пожара, аварии, взрыва, землетрясения, неравномерной просадки грунта; когда зафиксированы факторы, негативно влияющие на жизнь людей (например, уровень шума в дневное время превышает 55 дБ, а в ночное — 45 дБ), которые нельзя устранить с помощью инженерных и проектных решений.

Рассмотрев вопрос о признании дома непригодным для проживания, комиссия принимает решение о сносе или реконструкции здания, а также определяет условия дальнейшего использования помещений, сроки и порядок отселения жителей. Затем городские власти должны подыскать новое жильё тем, кто владеет или пользуется квартирами в расселяемом доме.

ВРЕМЕННОЕ ЖИЛЬЁ

К категории специализированного жилья относятся: маневренный фонд; служебные квартиры; комнаты или квартиры в общежитиях; жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; фонд для временного проживания вынужденных переселенцев и беженцев; квартиры для социально незащищённых граждан (инвалидов, детей-сирот).

Минимальная санитарная норма — это наименьшая допустимая площадь, на которой можно жить безопасно для здоровья. Ст. 105 и 106 Жилищного кодекса РФ устанавливают норматив для общежитий и маневренного фонда — 6 м² на человека.

Квартиры и комнаты в общежитии предоставляются на время учёбы в университете, службы по контракту, командировки и т. д.

Маневренный фонд — это принадлежащие государству в лице муниципальных органов власти свободные квартиры для временного проживания. Основания для выделения жилья из маневренного фонда закреплены ст. 92,99-103 Жилищного кодекса РФ. Перечислим их:

  • если квартира, снимаемая по договору социального найма, находится в доме, который подлежит реконструкции или капитальному ремонту (владельцы приватизированных квартир в разрушающемся доме встают на жилучёт);
  • если жильё потеряно в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера (наводнение, ураган, падение летательных аппаратов);
  • если квартира, являющаяся единственным жильём, куплена в кредит, но владелец не в состоянии выплачивать долг. В этом случае банк-кредитор реализует её, а государство на время продажи может предоставить жилище из маневренного фонда;
  • при получении официального статуса вынужденного переселенца, беженца и т. п.

Жильё из маневренного фонда предоставляется на основании договора краткосрочного найма, поэтому если ремонт дома ещё не закончен, а срок договора истёк, то последний автоматически продлевается. При этом площадь временного жилья может не соответствовать метражу реконструируемой квартиры.

Жильё маневренного фонда выделяется строго в порядке очерёдности и только при наличии достаточных обстоятельств, подтвержденных документами.

НОРМА ДЛЯ НАНИМАТЕЛЯ

Пользующимся квартирой по договору социального найма власти должны предложить другое благоустроенное помещение в жилом фонде города, но за пределами прежнего района проживания. Иногда могут выдать безвозмездную субсидию для приобретения в собственность или строительства жилья.

Норма предоставления — установленное региональными органами власти минимальное значение, на основании которого рассчитывается площадь жилья, предоставляемого по договору соцнайма (ст.

50 Жилищного кодекса РФ). Она существенно отличается от минимальной санитарной нормы.

Эти нормативы используются в тех случаях, когда речь идёт о выделении квартиры для малоимущих, военных, судей, следователей, ветеранов.

Стоит отметить, что власти вправе предоставить большее по размеру жильё, чем предписано нормами. Однако общая площадь квартиры не может более чем вдвое превосходить положенную по нормативу. Так, в Москве и Самаре на одного человека полагается 18 м², в Ярославле — 17 м² а в Саратове — 16 м² жилой площади.

При этом общая площадь не должна быть меньше 33 м². Двое жильцов вправе претендовать на 42 м², а каждому члену семьи из трёх и более человек полагается не менее 18 м² общей площади квартиры.

Если наниматель и члены его семьи до выселения занимали отдельную квартиру или более одной комнаты в коммунальной квартире, то они вправе требовать равнозначное жильё.

Право на дополнительную площадь имеют обладатели учёных званий, степеней, наград, инвалиды. Особые нормы предусмотрены для военных—по Федеральному закону «О статусе военнослужащих» им положено от 15 до 25 м² и не меньше 18 м² на каждого члена семьи. Некоторые региональные законы, например п. 6 ст.

20 Закона «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», устанавливают нормы площади на основании статуса и пола жильцов. Так, семья из супругов вправе претендовать на однокомнатную квартиру размером до 44 м².

Если же в состав семьи входят супруги плюс ещё один человек, площадь жилища увеличивается до 62 м², а комнат должно быть минимум две. Когда семья состоит из двух граждан, не являющихся супругами (например, родитель и ребёнок), им полагается двухкомнатная квартира до 50 м².

На одного члена семьи из четырёх и более человек выделяется по 18 м², при этом площадь жилища может быть увеличена не более чем на 9 м².

ВЛАДЕЛЬЦАМ КВАРТИР

Жителям сносимых домов обязаны предоставить равноценное жильё или адекватную материальную компенсацию. Для нанимателей, которые не владеют квартирой, а лишь пользуются ею на основании договора, установлены нормативы жилплощади. А на какие варианты могут претендовать собственники недвижимости?

В соответствии с законом, владельцу должны предложить новую квартиру в пределах того района, где он проживает. Впрочем, из этого правила существуют исключения. Если жильё выделяют в экстренном порядке (например, в связи со стихийным бедствием), власти города имеют право подобрать квартиру за пределами района проживания.

То же касается расселения домов в районе, который в силу исторических, географических и градостроительных особенностей не имеет общих границ с другими районами города, — жильцы получают смотровые ордера на квартиры в зданиях, расположенных в пределах административного округа.

Кроме того, собственник вправе просить городские власти о смене района проживания.

Если при сносе дома семье предоставляют не одну квартиру, а две и более, то в прежнем районе может находиться только одна из них, а остальные — за его границами. Однако многодетным семьям с несовершеннолетними детьми обязаны выделить жильё в одном районе.

Собственник имеет возможность выбрать один из предложенных городскими властями вариантов, но не вправе требовать квартиру по конкретному адресу, в том или ином доме, на подходящем ему этаже или с определённым количеством комнат.

Если владелец не хочет получить квартиру, а надеется на компенсацию, ему следует иметь в виду, что выплата предоставляется только в безналичной форме. При этом размер компенсации определяется на основании независимой оценки (как средняя величина между рыночной стоимостью и ценой БТИ).

Кроме того, сумму необходимо потратить на приобретение квартиры (если нет другого жилья).

Собственнику дома будет выплачена выкупная цена жилья, но только если ему принадлежит и земля, на которой находится строение, а документы на недвижимость оформлены в установленном порядке. Выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости дома плюс денежное выражение убытков, причинённых владельцу при изъятии имущества (предположим, компенсация за плодовые деревья или кустарники).

ПРЕТЕНДУЕМ НА БОЛЬШЕЕ

Каждому жителю ветхого или аварийного дома полагается по 6 м² во временно предоставленной квартире или общежитии — конечно, если муниципалитет имеет возможность их выделить. Также жильцов могут переселить в квартиру, площадь которой будет определена по муниципальным нормам (возможно, даже меньше положенной, но не менее 10 м² на человека).

Существует и другой норматив, на основании которого принимается решение о том, вправе ли семья претендовать на улучшение жилищных условий.

Учётная норма используется в том случае, если состав семьи увеличился (например, при рождении или усыновлении ребёнка) и, соответственно, уменьшилась площадь, приходящаяся на каждого жителя квартиры.

Кроме того, приняты нормы для семей, один из членов которых страдает тяжёлой формой некоторых хронических заболеваний (их перечень установлен законодательством). При этом к учётной норме добавляется изолированная комната для больного.

Иногда площадь квартиры меняется в результате капитального ремонта или реконструкции дома, предполагающих временное отселение жильцов. В этом случае семья, проживающая в квартире или комнате на условиях найма, социального найма, безвозмездного пользования, может в неё вселиться, если площадь соответствует учётной норме.

Обычно учётная норма применяется к нанимателям государственного или муниципального жилья, а иногда и к переселяемым владельцам приватизированных квартир. Так, норматив для подсчёта площади используют, если дом не относится к аварийным или ветхим, но должен быть снесён или перестроен, скажем, из-за возведения спортивных объектов перед мировым чемпионатом.

Учётная норма определяется региональным законодательством. К примеру, в Москве она составляет 10 м², в Хабаровске и Ярославле — 12 м², в Самаре — 14 м².

Если собственник или наниматель признан нуждающимся в новом жилье, его ставят на учёт (в специальную очередь).

Срок получения квартиры зависит от времени обращения в администрацию, наличия у города жилья, а также от статуса очередника (отдельно рассматриваются варианты предоставления жилплощади госслужащим, многодетным семьям, ветеранам и др.).

В особых случаях квартиру могут дать без очереди или во внеочередном порядке, скажем детям-сиротам. Чаще всего таким же образом выделяется жильё на основании судебного решения.

Обратите внимание: если вы намеренно ухудшаете свои жилищные условия или у вас есть ещё одна квартира, то дополнительные квадратные метры не предоставят.

И ещё: органы власти пристально рассматривают все случаи регистрации браков, связанные с появлением новых собственников (автоматически претендующих на дополнительную площадь, например, при переселении из аварийного жилья), поскольку ради увеличения метража квартиры зачастую заключаются фиктивные союзы.

ДОПЛАТА

Если ни один из вариантов переселения не устроил, собственник может претендовать на компенсацию или выкупную цену квартиры (владельца не снимают с учёта, если он нуждается в улучшении жилищных условий).

Требовать доплату за разницу в стоимости обмениваемых квартир власти не имеют права, если только владелец не заявил о желании увеличить размер квартиры за свой счёт.

При этом потребуется составить заявление о намерениях, иначе получится, что собственник не оплачивает дополнительную жилплощадь, а даёт взятку чиновникам.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c4dd6d762f08600ad42730c/jiliscnye-normativy-pri-rasselenii-avariinogo-i-vethogo-jilia-5c4ddb6d364f1f00acc1cee8

Через какой срок должны расселить по закону, если дом признали аварийным

Сроки сноса аварийного дома

» Купля-продажа квартиры » Через какой срок должны расселить по закону, если дом признали аварийным

5 902 просмотров

Процедура расселения аварийного жилья не имеет конкретных сроков. Даже в законодательстве указываются лишь расплывчатые формулировки, которые могут привести к тому, что дом может быть расселен как через несколько дней, так и через несколько лет.

Подача заявления на признание дома аварийным

Местная администрация формирует список домов, которые могут потенциально считаться аварийными и постепенно, в течение года, проводит проверку каждого строения в очередности их износа. Если нет возможности или желания ждать, пока до дома дойдет очередь, жильцы могут написать заявление с требованием провести оценку текущего состояния их строения и сделать соответствующие выводы.

Таким образом, первым срок – это написание заявления и рассмотрение его местной администрацией. Написать – очень легко, по представленному образцу:

Скачать образец заявления на проверку дома

Однако составить заявление – это лишь малая часть проблемы. Его еще нужно подписать. Причем чем больше подписей будет, тем лучше. Но, если не получается собрать подписи жильцов, на что может уйти как несколько часов, так и несколько месяцев, можно направить заявление только с подписями собственников одной из квартир.

Рассмотрение заявление описывается в законодательстве, но сроки, опять же, не указываются. В среднем, решение о необходимость собрать межведомственную комиссию принимается примерно в течение 1 месяца с момента получения такого заявления. Если никакой реакции не произошло нужно:

  1. Узнать судьбу заявления.
  2. Если не хватает каких-то документов – донести их.
  3. Если рассмотрение уже ведется, узнать, когда будет результат.
  4. Если не сообщают никакой информации или отказываются производить проверку дома – можно обращаться в суд.

Как определяется износ дома

Износ дома определяется без предварительного осмотра. Для этого используется общая техническая информация о материалах, из которых возводилось строение и год его сдачи в эксплуатацию. Чем больше срок и чем хуже были примененные материалы, тем выше процент износа. В то же время, процент износа может никак не соответствовать реальному положению дел.

Пример: Строение, возведенное еще во времена Российской Империи может быть в лучшем состоянии, несмотря на его возраст, чем некая условная новостройка, введенная в эксплуатацию всего несколько лет назад.

После того, как заявление будет рассмотрено и администрация согласится, что необходимо формировать комиссию, начинается уже эта процедура:

  • В течение недели уведомляются все заинтересованные органы.
  • Еще за следующие 7 дней заинтересованные органы выдвигают своих представителей.
  • Следующие 10 дней уходят на согласование выдвинутых кандидатур и назначение председателя комиссии. Только после этого начинается основная работа.

Кто входит в комиссию

В зависимости от населенного пункта, к которому относится потенциально аварийное строение, состав комиссии может очень сильно различаться. Чаще всего тут входят представители администрации, МЧС, а также непосредственно жильцы дома, но у последних лишь есть право совещательного голоса. Они ничего не решают.

Сами эксперты, которые и занимаются оценкой состояния дома, являются нанятыми лицами и в состав комиссии не входят. Их задача – провести экспертизу, сформировать отчет и предоставить его представителям комиссии.

После формирования комиссии начинается выбор специалистов, которые будут проверять дом. Обычно это надолго не затягивается. В среднем на это уходит около 1 месяца (итого, уже на этом этапе, с момента подачи заявления пройдет около 3-4 месяцев).

Специалисты обычно работают достаточно быстро. Отчет предоставляется членам комиссии в срок до 1 месяца (чаще всего – до 1 недели). И только после этого происходит заседание межведомственной комиссии, на котором, опираясь на отчет, принимается некое решение: считать дом аварийным или нет. Но это лишь промежуточный этап.

Окончательное решение администрации

Решение комиссии передается в местную администрацию, где рассматривается около 1 месяца (итого уже пройдет около 4-5 месяцев). Именно тут принимается окончательное решение о судьбе дома. Он становится в очередь на расселение (при условии, что строение признано аварийным).

Очередь эта не зависит от сроков подачи заявления или желания жильцов. Единственный фактор, который влияет на очередность – состояние дома. Если аварийность очень высокая и строение буквально может развалиться в ближайшие дни, то такой дом будут расселять в первую очередь. В противном случае ждать, пока до дома дойдет очередь можно как несколько месяцев, так и несколько лет.

Что делать, если решение администрации не устраивает жильцов

Если жильцы дома не согласны с решением администрации (например, о том, что дом не аварийный или он может подождать расселения неопределенно долгое время), они могут обращаться в суд. Однако придется аргументировать свою позицию. То есть – нанимать экспертов, проводить повторный анализ состояния дома и уже с подготовленными документами писать исковое заявление.

Учитывая отсутствие в законодательстве четких сроков и более-менее внятных критериев, по которым определяется степень аварийности дома, выиграть такое дело можно только при помощи опытного юриста.

Если принято положительное решение и все жильцы получили уведомление о расселении, сроки указываются в этом документе. Они тоже не определены четко и могут зависеть от множества параметров.

Если дом действительно разваливается на глазах, то администрация может потребовать покинуть постройку в срок до 1 суток. Но чаще всего дается срок от 5 дней и до нескольких лет.

Нередко люди продолжают годами жить в аварийном строении до тех пор, пока не получат другое жилье от государства.

Какие есть альтернативные варианты, помимо переселения

Если нет возможности или желания ждать, пока произойдет переселение, можно попробовать потребовать компенсацию. Государство обязано выплачивать ее в размере рыночной стоимости аварийного жилья.

Как легко догадаться, аварийные квартиры стоят значительно дешевле, чем обычные. Как следствие, полученной суммы вряд ли хватит для того, чтобы приобрести другую, хотя бы примерно равнозначную квартиру.

В ближайшем будущем планируется внести в закон дополнительные поправки, благодаря которым альтернативных способов станет намного больше.

Тут и возможность выбрать застройщика для сноса старого дома и возведения на его месте нового с бесплатным выделением всем старым жильцам равнозначных квартир; и вариант с покупкой жилья на вторичном рынке при помощи государственных средств; специальная социальная ипотека и многое другое.

Если жильцы чем-то недовольны (например, тем, куда их собираются переселять) или просто не согласны с решением комиссии и не хотят покидать свои квартиры, местная администрация может подать на них в суд и потребовать переселиться в принудительном порядке. В данном случае, в связи с наличием угрозы для жителей дома, суд обычно становится на сторону администрации.

Однако жильцы не обязаны соглашаться на те варианты расселения, которые предлагает администрация, если те, с точки зрения собственников, не являются равнозначными. И уже тут владельцы аварийного жилья могут подавать иск в суд и требовать выдать им нормальные квартиры.

Жить в доме уже нельзя, но переселяться некуда

В такой ситуации администрация обязана выделить всем собственникам временное жилье, в котором они будут ждать, пока им не предоставят постоянные квартиры взамен потерянных в аварийном доме.

Нужно отметить тот факт, что такое временное жилье бывает очень плохим (не аварийным, безусловно, но условия там вряд ли смогут кого-то устроить).

Таким образом власти «ненавязчиво» склоняют людей соглашаться на какие-угодно условия, лишь бы больше не жить во временных квартирах.

Учитывая все вышесказанное, а также усредняя данные, можно сделать вывод, что с момента подачи заявления и до получения уведомления о переселении проходит от полугода и больше. В среднем 8-12 месяцев.

Само же расселение может произойти и через несколько лет. Но на практике, оно редко когда бывает позже 1 года.

В противном случае очень сложно будет доказать, почему дом был признан аварийным, но никакие меры, призванные обезопасить жильцов, приняты не были.

Если жильцы дома не будут активно заниматься процессом переселения, он может растянуться на очень длительный срок. О том, что и как лучше делать, а также в каком порядке – расскажут на бесплатной консультации опытные юристы. Они же могут отстаивать интересы клиента как при взаимодействии с администрацией, так при обращении в суд.

Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните +7(499)369-98-20 – Москва и Московская область
  • позвоните +7(812)926-06-15 – Санкт-Петербург и область

Источник: https://ros-nasledstvo.ru/cherez-kakoj-srok-dolzhny-rasselit-po-zakonu-esli-dom-priznali-avarijnym/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.