Способы приватизации земель

Содержание

Как приватизировать земельный участок

Способы приватизации земель

Приватизация земельных участков — это передача земли из государственной или муниципальной собственности в частные руки.

Российское законодательство предполагает, что участок, на котором расположено здание, принадлежащее гражданину, должен быть арендован или приватизирован. Не стоит путать приватизацию и приобретение в собственность — приватизация касается только участков, на которых вы уже проживаете долгое время.

В СССР земля была в собственности государства. Земля в частной собственности тогда вообще не предполагалась, а граждане пользовались своими земельными участками на правах бессрочной аренды. С распадом СССР россияне получили возможность сделать эти участки своей собственностью. Однако даже сейчас, спустя почти 30 лет, примерно пятая часть земельных участков не приватизирована.

С 2006 года приватизация земельного участка и дома, на нем стоящего, проходит отдельно. Если приватизирован только дом, владельца недвижимости могут оштрафовать.

Право на бесплатную приватизацию предоставляется только один раз. Второй и последующие случаи приватизации будут платными.

На бесплатную приватизацию земельного участка вы можете рассчитывать в следующих случаях:

Если вы — владелец дома или подсобного хозяйства, возведенного до введения в действие Земельного Кодекса в 2001 году. Эта категория охватывает все неприватизированные с советских времен участки, которыми сейчас пользуются люди.

Если вы — владелец участка, переданного вам для постройки дома в аренду или безвозмездное пользование. Участки на этих основаниях предоставляют многодетным семьям и военным.

Участок должен быть передан не более, чем на 6 лет и спустя 5 лет после передачи его в аренду его можно приватизировать.

При этом на участке кроме индивидуального жилого дома могут быть возведены любые вспомогательные строения, однако разведение домашних животных запрещено.

Если вы — владелец участка, переданного вам для ведения личного подсобного хозяйства в аренду или безвозмездное пользование. Участки на этих основаниях предоставляют многодетным семьям и военным.

Участок должен быть передан не более, чем на 6 лет и спустя 5 лет после передачи его в аренду его можно приватизировать.

На участке может быть возведен дом и строения для разведения домашних животных. Правила благоустройства поселения определяют, какое максимальное число животных должно быть на участке. Если это количество превышено, приватизация невозможна.

Платная приватизация возможна, если участок получен после 2001 года. Земли в рекреационных и промышленных зонах также не могут достаться бесплатно. Наконец, участок, полученный юридическим лицом также можно приватизировать только платно.

Какие участки нельзя приватизировать

Далеко не все земельные участки могут быть приватизированы. Согласно Земельному Кодексу, в частные руки нельзя передать изъятые из оборота земли.

Их нельзя купить, продать или обменять — они всегда числятся за государством.

Сюда относятся участки прибрежной полосы, государственные заповедники и парки, места массового захоронения, военные части, атомные электростанции и все пограничные сооружения.

Земли ограниченного оборота могут быть приватизированы, но только по особому разрешению или определенным субъектам. Это особо охраняемые территории водного и лесного фонда, участки в закрытых городах, земли, предоставленные для нужд транспортных компаний, космической промышленности или учреждений связи.

Какие документы нужны для приватизации

Полный пакет документов зависит от основания приватизации. Также различия в пакете документов будут зависеть от того, сформирован ли земельный участок. Точный список бумаг всегда лучше всего уточнять в уполномоченном органе администрации муниципального образования или территориальном управлении Росимущества.

Для приватизации нужны следующие документы:

  • Заявление установленного образца.
  • Документ, удостоверяющий личность заявителя. Обычно это паспорт, но принимается также загранпаспорт или удостоверение личности военнослужащего.
  • Документ, удостоверяющий полномочия представителя, если заявление подает не сам представитель.
  • Документ, удостоверяющий или устанавливающий право владения участком.
  • Схема расположения земельного участка, если этот земельный участок нужно еще только образовать, а проекта межевания территории нет. Проект межевания необходим для того, чтобы точно установить границы участка и получить разрешение на строительство.
  • Выписка из ЕГРН о земельном участке. (Не является обязательным документом. Власти сами могут ее сделать.)

В качестве документов, подтверждающих право владения участком, могут выступать любые документы, заключенные при оформлении земельных сделок — договоры купли-продажи, дарения или мены. Подойдет свидетельство о наследстве, бессрочном пользовании землей или праве на земельный участок. Последнее должно быть оформлено до 1998 года.

Также право владения участком смогут подтвердить решения государственных или муниципальных органов о передаче земли. Если речь идет об участке под личное подсобное хозяйство, то подойдут выписки из похозяйственной книги — учета таких хозяйств, которым занимается органы самоуправления населенного пункта.

Наконец, право владения участком подтвердят решения колхозов и совхозов о передаче участка в долевую собственность.

Собрали документы. Что делать дальше?

Дальше нужно предоставить документы вместе с заполненным заявлением о приватизации земельного участка.

В зависимости от типа приватизации, это может быть муниципальная администрация или территориальное управление Росимущества.

В территориальное управление Росимущества можно подать документы лично, через МФЦ, в электронной форме при наличии электронной подписи или отправить по почте. В муниципальную администрацию придется обращаться лично.

Решение о приватизации будет вынесено в течении 30 дней. Если схема расположения земельного участка подлежит согласованию с Рослесхозом или его местным отделением, то срок может быть увеличен до 45 дней. Ускорить процедуру невозможно.

Первая приватизация полностью бесплатна, за исключением проекта межевания земельного участка.

Стоит проект от 5000 рублей. Межеванием занимаются частные специалисты — кадастровые инженеры. Они занимаются вопросами определения границ земельного участка и подготовкой документов для постановки территории на государственный кадастровый учет.

Каждый такой специалист числится в Реестре кадастровых инженеров и, зная ФИО или номер аттестата, можно посмотреть его выполненные проекты.

Это особенно важно, учитывая, что кадастровые инженеры несут личную ответственность за ошибки в измерениях и документах.

Запомнить важную информацию

  • С 2006 года приватизация дома и участка, на котором он стоит, раздельна. Администрация поселения может штрафовать за неприватизированный участок.
  • Если вы имеете право собственности на строение, стоящее на земельном участке, то можете провести приватизацию этого земельного участка.
  • Первая приватизация полностью бесплатна. Решение о приватизации предоставляют за 30 дней, в некоторых случаях — за 45.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5df1e0bfc05c7100ad5d3dd5/kak-privatizirovat-zemelnyi-uchastok-5dfb5e02027a1500b00105b4

Приватизация земельных участков гражданами

Способы приватизации земель

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/06/24/privatizaciya_zemelnyh_uchastkov_grazhdanami

Приватизация земельных участков

Способы приватизации земель

Что такое приватизация земельных участков

Одним из оснований приобретения права собственности на земельный участок является приватизация.

Приватизация земельных участков представляет собой передачу государственными или муниципальными образованиями принадлежащего им имущества в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК РФ).

В результате приватизации, граждане и юридические лица приобретают право собственности на земельные участки, которые были ранее им предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения.

Приватизация земельных участков осуществляется на основании различных нормативных актов, которые применяются в зависимости от того, какое именно имущество подлежит приватизации.Приватизация земельных участков может осуществляться одновременно с приватизацией расположенных на нем строений (объектов недвижимости).

В Земельном кодексе РФ термин «приватизация» используется только в некоторых статьях. Например, в статьях о земельном участке, на котором расположены объекты недвижимости, особо охраняемых природных территориях и сельскохозяйственных угодьях (ч. 1 ст. 36, п. 5 ст. 79, п. 6 ст. 95 ЗК РФ, а также ч. 7 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Правовые основания приватизации земельных участков

Приватизация земельных участков осуществляется на основании положений Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и других нормативных актов.

Нормы Земельного кодекса и ФЗ № 178–ФЗ применяются также в случаях, когда производится приватизация земельных участков под строениями (объектами недвижимого имущества).

Приватизация не застроенных (свободных) земельных участков осуществляется в соответствии со статьями Земельного кодекса РФ. В определенных случаях, применяются Федеральный закон № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также другие нормативные акты.

Основные нормативные акты, позволяющие приватизацию земельного участка

Основными нормативными актами, регулирующими приватизацию земли, являлись:1. Указ Президента РФ от 25 марта 1992 г. № 301 «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий»,2. Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г.

№ 631 «Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для осуществления предпринимательской деятельности»,3.

Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утвержденные Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535,4. Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 г.

№ 198 «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности»,

5. Указ Президента РФ от 16 мая 1997 г. № 485 «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами».

С 27 апреля 2002 года приватизация земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы, осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Приватизация земельных участков, занятых объектами недвижимости, осуществляется с 1991 года бесплатно, а также в форме выкупа или проведения торгов.

Какие земельные участки не могут быть приватизированы

Приватизации, в соответствии с ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», не подлежат земельные участки в составе земель:– лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов;– зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;– общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, сады и др.);– транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских и речных портах, аэропортах, а также отведенные для их развития, если иное не предусмотрено федеральным законом;

– зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Данный перечень земельных участков, которые не подлежат приватизации, не является исчерпывающим.В соответствии со статьями 129 и 209 Гражданского кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в той мере, в которой он допускается земельным законодательством.

Если в иных федеральных законах содержится запрет на передачу земельных участков в частную собственность, то это свидетельствует и о запрете на приватизацию земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости.Например, как указано в п. 12 ст.

85 Земельного кодекса РФ могут включаться в состав различных территориальных зон земель населенных пунктов и не подлежат приватизации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами.

Приватизации не подлежат также земельные участки, которые были изъяты из оборота, и земельные участки, ограниченные в обороте, если федеральными законами не установлено иное.

Способы приватизации земельных участков

Способы приватизации земельных участков перечислены в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».

В соответствии с данной нормой приватизация земельных участков может производиться путем продажи их на аукционе или конкурсе, продажи посредством публичного предложения или без объявления цены, путем внесения земельного участка в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества, а также в качестве способа приватизации земельных участков собственниками объектов недвижимости следует признать выкуп соответствующих земельных участков.Особенности отчуждения земельных участков определены в ст. 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их ис¬пользования, за исключением следующих случаев:– отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота;– отчуждение части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка.В последнем случае с покупателями частей зданий, строений, сооружений, расположенных на неделимом земельном участке, заключаются договоры аренды этого участка со множественностью лиц на стороне арендатора. После приватизации всех частей зданий, строений, сооружений, расположенных на таком земельном участке, собственники этих объектов недвижимости вправе одновременно приобрести (приватизировать) земельные участки в общую долевую собственность.

Размер доли в праве собственности на земельный участок будет определяться пропорционально отношению площади соответствующей части здания, строения или сооружения к общей площади здания, строения, сооружения.

Приватизация земельных участков, ранее предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения осуществляется бесплатно.

Жмурко Светлана Евгеньевна, адвокат Адвокатской конторы № 119 МКА г. Москвы, запись на прием по телефону: 8(495) 998-58-08

Внимание! Копирование материалов с этого сайта разрешено только при условии указания гиперссылки на https://www.ya-advokat.ru/

Последние публикации в прессе (Все публикации)

Источник: https://ya-advokat.ru/zemlya-i-stroitelstvoprivatizaciya-zemelnyh-uchastkov/

Важные правила и пошаговая инструкция, как приватизировать землю под частным домом

Способы приватизации земель

Приватизация земельного участка – это возможность совершенно бесплатно стать собственником земли, которая принадлежит государству или органам местного самоуправления.

Для правильного проведения процедуры необходимо знать действующее законодательство, сложившуюся практику и условия приватизации в облегченном варианте.

О том, как приватизировать землю под частным домом, расскажем в статье.

Основные понятия и законодательная база

На сегодняшний день процедура приватизации регулируется федеральным законом № 178-ФЗ от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Что означает приватизация по закону № 178-ФЗ: это возмездная передача имущества государства и муниципалитетов в собственность физлиц и юрлиц.

На практике получается следующая ситуация: человек владеет и пользуется земельным участком, принадлежащим государственным или местным органам власти. Владение и пользование осуществляются на основании какого-то документа – распоряжения о выделении в пользу лица земли, договора бессрочного пользования, пожизненного владения и пр.

Но без права собственности владелец участка не может распоряжаться им:

  • передать по наследству;
  • подарить;
  • продать;
  • обменять;
  • заложить и пр.

Чтобы получить все эти права, необходимо оформить участок в собственность, т. е. приватизировать. Несмотря на наличие в законодательном определении слова «возмездная», стать собственником земли можно не только платно, но и бесплатно.

Платная процедура касается в основном коммерческих земель – предназначенных для ведения хозяйственной деятельности. А земли некоммерческого типа, как правило, передаются муниципалитетами безвозмездно при соблюдении всех правил приватизации.

Каких земель это касается:

  1. Предназначенные для ИЖС.
  2. Садоводческие, огороднические, для ведения личного хозяйства.
  3. Гаражно-строительные и пр.

С 2006 года действует т. н. «дачная амнистия» – упрощенный порядок бесплатного оформления земель физлицами. Такой порядок действует в соответствии с федеральным законом № 93-ФЗ от 30 июня 2006 года.

Не все виды земель, которые попадают под приватизацию, далее можно использовать для строительства полноценного жилого дома. На некоторых позволяется возводить дачи, а на некоторых только движимые объекты (гараж, вагон и пр.).

Невозможно приватизировать земли, которые не предназначены для владения, пользования и распоряжения частными лицами. Эти территории изъяты из оборота либо ограничены в обороте:

  • лесного и водного фонда, заповедников;
  • оборонные, стратегического назначения;
  • зон отчуждения;
  • используемые для нужд связи, транспорта и т.д.

Например, муниципалитет не вправе передать физическому лицу участок вдоль железной дороги для огородничества, садоводства и, тем более, возведения жилого дома.

Если же такая ситуация произошла и даже проведена приватизация, то градостроительные органы власти вправе признать действие незаконным и признать все постройки и объекты на земельном участке незаконными с дальнейшими неприятными последствиями.

Субъекты приватизации и виды прав

В текущем законодательстве нет ограничений для физических лиц, желающих приватизировать землю или иную недвижимость. Любой гражданин может обратиться в органы власти для оформления участка и объектов на нем в частную собственность.

Основанием для обращения являются любые землеотводческие документы, выданные административной службой, специализирующейся на распределении земель из фонда муниципалитета либо государства.

Право собственности по результатам процедуры может быть:

  1. Единоличным – на 100% принадлежать одному лицу.
  2. Совместным – принадлежать кругу лиц на общих правах без выделения конкретных долей.
  3. Долевым – у каждого совладельца обозначена доля в числовом значении или в натуральной форме, например, в кв.м.

Бесплатная процедура: для кого и почему?

Безвозмездное отчуждение государством и муниципалитетами земли в частный сектор производится в отношении участков, приобретенных гражданами по федеральному закону № 137-ФЗ от 25 октября 2001, по которому вступил в силу Земельный кодекс России.

Под безвозмездную приватизацию попадают владельцы участков, полученных до 2001 года для:

  • ИЖС;
  • личного подсобного хозяйства.

Любые участки для:

  • дачного хозяйства;
  • огородничества;
  • садоводства.

Также в процессе участвуют участки, принадлежащие гражданам на основании права пожизненного владения или постоянного пользования, а на участке находится жилая недвижимость с зарегистрированным правом собственности;

Сроки бесплатной приватизации несколько раз продлевались, а в последней редакции закона № 178-ФЗ безвозмездная передача земель муниципалитетов и госорганов в руки физлиц стала бессрочной.

При этом упрощенный порядок оформления документов («дачная амнистия») на участки действует до 1 марта 2021 года.

Общий порядок

Алгоритм действий сводится к следующему:

  1. Сбор и подготовка документации.
  2. Подача пакета документов с заявлением в соответствующий орган власти.
  3. Ожидание результата. Возможно, дополнение пакета новыми документами, если таковые требуются.
  4. Получение ответа – положительного или отрицательного.
  5. Если ответ отрицательный, по желанию его можно обжаловать в суде и подавать апелляции вплоть до Верховного суда России.

Подготовка документации

Основные документы для приватизации земли:

  1. Паспорт. Оригиналы и копии от всех совладельцев.
  2. Заявление. В МФЦ составляется специалистом. В администрации муниципалитета заполняется шаблонно, в произвольной форме.
  3. Правоустанавливающие документы. Договор наследуемого владения, бессрочного пользования, аренды, распоряжении о выделении участка и т. д. – все документы, подтверждающие права владения и пользования.
  4. Технический план. Изготавливается кадастровым инженером на основании межевого плана. Следовательно, сначала нужно произвести межевание, а потом заказать техплан. Выбрать кадастрового инженера нужно из организаций, занимающихся геодезией и пр. согласно законодательству РФ.
  5. Выписка из ЕГРН. Заменила кадастровый паспорт. С 2015 года кадастровые паспорта не выдаются, вместо них – общая выписка из ЕГРН. Заказать можно в МФЦ, онлайн через сайт Росреестра. Если участок не стоит на кадастровом учете, то постановка будет производиться одновременно с регистрацией права собственности.

При использовании «дачной амнистии» достаточно заявления, паспорта и правоустанавливающих документов. Остальные сведения Росреестр запросит самостоятельно из имеющихся баз данных в межведомственном обмене информацией.

Если процедура производится через администрацию, то список бумаг будет шире, причем каждый муниципалитет вправе выдвигать собственные условия передачи своего имущества в частные руки, например, срок владения землей. Соблюдение условий, разумеется, потребуется документально подтвердить. Большую часть справок и архивных данных можно запросить в МФЦ.

При административном методе приватизации часто от членов семьи и владельцев соседних участков требуется присутствие, когда заявитель сдает документацию для долгожданной приватизации.

Куда обращаться?

Есть 3 способа приватизировать землю:

  1. Упрощенный – производится Росреестром. Достаточно представить землеотводческие документы (при наличии – все иные документы на землю) в МФЦ, заполнить заявление, уплатить госпошлину за регистрацию прав.

    Для использования упрощенного порядка не требуется заранее разграничивать землю. Все технические операции можно произвести после внесения записи в ЕГРН и получения выписки о переходе права собственности.

  2. Традиционный – для тех, кто не может воспользоваться «дачной амнистией», – через администрацию муниципального образования. Более трудоемкий и длительный процесс.

    Требуется произвести геодезическую съемку, межевание, получить технический план, добиться согласия от соседей на установление границ, иногда – членов семьи, например, супруга, а также учесть интересы детей.

    По итогам заключается договор приватизации с муниципалитетом. Договор является правоустанавливающим документом для последующей регистрации перехода прав через Росреестр.

  3. Судебный – при невозможности добиться результата предыдущими способами. Судебная практика по вопросам приватизации земли в России богатая, но разрозненная, не обобщенная.

    Зачастую суды разных регионов принимают собственные, отличные от судебной практики других территорий решения. Для выигрыша необходима качественная подготовка, желательно – включение в процесс юриста, специализирующего именно на земельных правоотношениях.

Межевание

Межевой план при обращении в МФЦ необязателен, но по желанию его можно получить перед началом приватизационного процесса. Этот план отражает границы участка, определяет его площадь и примерные идентификационные данные.

Если вы собираетесь заключать договор приватизации напрямую с администрацией, то межевой план должен быть готов заранее. Как и где его заказать:

  1. Необходимо обратиться в лицензированную геодезическую фирму, где есть аттестованные кадастровые специалисты. Бесплатно – через специалистов муниципалитета.
  2. В фирму представляются все имеющиеся документы на участок. Составляется договор.
  3. Инженеры выезжают на территорию надела и осуществляют топографическую съемку, замеры, получают согласие соседей и пр. По итогам составляются проект межевания, согласие соседей, результаты топографической съемки, обозначения координат и границ. Готовится конечный план.
  4. Межевой план в виде чертежа с текстовыми пояснениями выдается владельцу надела. Готовый документ подается в МФЦ для постановки участка на кадастровый учет и присвоения кадастрового номера, который будет в дальнейшем основной характеристикой земли.

При постановке объекта на кадастр, он оценивается и получает определенную кадастровую стоимость. Гражданин вправе оспорить установленную кадастровую стоимость земли, если считает ее завышенной.

Оспаривание кадастровой стоимости происходит согласно федеральному закону № 218-ФЗ от 2005 года, путем созыва специальной комиссии при Росреестре.

Когда будет ответ?

Если соискатель подал заявление в МФЦ, то ждать результат нужно до даты, которую озвучит регистратор в окне приема. При обращении в муниципалитет срок может растянуться на месяц и более.

Через суд процедура зависит от скорости рассмотрения дела, наличия отводов по делу и пр. Отказ можно обжаловать в суде общей юрисдикции.

Получение результата

Результатом обращения в МФЦ станет выписка о государственной регистрации перехода права собственности. Она заменяет свидетельства, которые повсеместно выдавались прежде.

Является содержательной, а при утрате легко получить повторно. Выписка о праве собственности предоставляется строго заявителю.

Положительным результатом обращения в администрацию станет договор приватизации между физлицом и муниципалитетом. С этим договором необходимо явиться в МФЦ и зарегистрировать его, а также переход прав.

Сроки и стоимость

В среднем приватизация земли растягивается на 4-5 месяцев. Важно учитывать такие сроки тем физлицам, которые хотят воспользоваться «дачной амнистией».

Несмотря на бесплатную передачу имущества в частный сектор, приватизация земли имеет издержки на:

  • оплату госпошлины за регистрационные действия – установлены НК РФ; за земельный участок пошлина составляет 350 руб., за объект на нем – 2 000 руб.;
  • услуги геодезистов по межеванию – тарифы различных организаций отличаются, но не менее 10 000 руб.;
  • заказ дубликатов различных документов и пр.;
  • оплата иска и судебных издержек – если соискатель обращается в суд.

Что делать, если жилой объект приватизирован, а земельный участок нет?

Если заявитель хочет получить в собственность участок, на котором расположен жилой объект, уже оформленный в Росреестре, то нужно:

  • собрать документы на дом, аналогичные тем, что готовились по земле;
  • подать весь комплект в органы власти – МФЦ, администрацию;
  • ожидать результат.

Следовательно, существенных отличий с порядком оформления пустой земли нет. Согласно сложившейся практике при установлении границ участка, на котором расположен объект жилой недвижимости, за ориентир берутся данные землеотводческого документа и необходимый минимум для беспрепятственного пользования

Можно ли оформить находящийся в аренде ЗУ?

Арендованные участки приватизируются по тому же принципу, что описан выше.

Отказы

Органы власти вправе выдать отрицательный ответ по заявлению лица. Отказ в приватизации должен быть мотивированным. Не допускается препятствовать приватизации земельных участков без обоснования принятого решения.

Какие могут быть причины:

  • ошибки и противоречия в документах;
  • обнаружение, что участок не принадлежит к тому виду разрешенного пользования, который указан в документах;
  • нет права на приватизацию;
  • не соблюдены иные условия муниципального образования и пр.

Если получен отрицательный ответ, то его можно и нужно обжаловать через суд. Желательно нанять для защиты своих интересов опытного юриста – специалиста по вопросам приватизации именно земельных наделов.

по теме статьи

О приватизации земельных участков расскажет видео:

Заключение

Приватизация земельных участков – процесс передачи имущества муниципальных образований или региональных властей в собственность частного сектора. Она может быть бесплатной и возмездной. Бесплатная процедура не имеет сроков – каждый гражданин вправе воспользоваться ей в удобное время.

Однако срок истечения установлен для «дачной амнистии», т. е. упрощенного порядка приватизации для физлиц. Воспользоваться «амнистией» можно до 1 марта 2021 года.

Результатов успешной приватизации является выписка из Росреестра о переходе права собственности – от муниципалитета к частному лицу.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/kak-privatizirovat-pod-chastnym-domom

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.