Способ приватизации государственного и муниципального имущества

Способы приватизации государственного и муниципального имущества, порядок оформления

Способ приватизации государственного и муниципального имущества

Приватизация — термин, впервые внедренный в законодательство после распада Советского Союза.

Обычные граждане рассматривают его как возможность получения прав на владение жилой собственностью, однако понятие можно употреблять и в более широком смысле.

Существует огромное количество способов приватизации государственного и муниципального имущества, которыми могут воспользоваться не только юридические, но физические лица.

Определение приватизации

Приватизация — отчуждение любой формы имущества из государственной или муниципальной собственности в пользу физических или определенного круга юридических лиц в установленном законами порядке.

Субъекты приватизации — это владельцы госсобственности и возможные покупатели, представленные в форме физических или юридических лиц.

Состав субъектов:

  • собственники — Российская Федерация или ее субъекты,
  • специальные учреждения от государства, выполняющие продажные функции,
  • физические и юридические лица.

В качестве объектов выступает собственность, которую граждане имеют право присвоить в соответствии с Федеральным законом &#171,О приватизации имущества&#187,.

Виды объектов по содержанию:

  • имущественные комплексы государства,
  • отдельные виды собственности, принадлежащие РФ,
  • ценные бумаги, принадлежащие госучреждениям.

У объектов имеется множество классификаций, однако чаще всего используется разделение по содержанию.

Необходимые условия

Федеральный закон &#171,О приватизации муниципальной и городской собственности&#187, устанавливает порядок и условия отчуждения. особенность проведения процесса — его безвозмездность. Органы власти не берут с граждан деньги за передачу имущества в собственность.

Законом выделяются следующие условия:

  • каждый гражданин имеет право лишь единожды получить бесплатную собственность,
  • приватизировать жилье могут только те, кто прописан в муниципальном жилье,
  • при присвоении нежилого помещения (например, подвального) необходимо выкупить доли у остальных участников.

Под нежилыми помещениями понимаются чердаки или придомовая территория. Чтобы приватизировать подвал в многоквартирном доме, придется выкупить все доли у остальных собственников жилья.

Список требуемых документов

Список необходимых документов зависит от того, какой вид имущества будет приватизироваться, а также от требований со стороны органов самоуправления.

Перечень справок, если объектами выступают жилые площади:

  • законное разрешение на проживание (прописка),
  • справка о праве пользования жильем,
  • разрешение от местных властей на въезд в квартиру,
  • выписка из жилищно-эксплуатационного управления (ЖЭУ) о том, что на доме отсутствуют обременения,
  • справка, способная подтвердить факт отсутствия повторного участия в программе,
  • выписка из Единого государственного реестра прав и недвижимости (ЕГРП),
  • заявление от желающих участвовать в программе.

Возможность присвоения доступна лишь раз в жизни, однако существует одно исключение. Если гражданин участвовал в процедуре будучи несовершеннолетним, то после 18 лет он сможет вновь подать документы.

Для присвоения нежилого помещения понадобятся:

  • заявление,
  • паспорт,
  • постановление на отчуждение,
  • чек, подтверждающий выплаты в пользу государства,
  • выписка из кадастровых документов,
  • договор об аренде.

При этом процедура приватизации нежилой собственности проводится на возмездной основе — это не зависит от правовой формы заявителя.

Зачем проводится

Приватизация призвана реализовать разгосударствление муниципального имущества и повысить эффективность организаций путем их передачи в руки частников.

Разгосударствление — процесс упразднения государственного монополизма, формирование смешанной экономики и ее децентрализация.

Если рассматривать процедуру с точки зрения обывателя, то для обычного гражданина приватизация — это оформление прав на личное владение квартирой. Собственник получает возможность полностью контролировать имущество, продавая и передавая его по наследству.

Законодательство Российской Федерации включает два основных документа, связанных с процедурой приватизации различных форм и видов собственности.

Список законов:

  1. Федеральный закон № 178 &#171,О приватизации государственного и муниципального имущества&#187, устанавливает основные понятия и особенности проведения процедуры.
  2. Закон РФ № 1541-1 &#171,О приватизации жилого фонда в РФ&#187, устанавливает основные принципы осуществления присвоения различных фондов на территории страны.

Государство допускает существование местных правовых документов, устанавливающих особенности местной приватизации. Главное условие — они не должны противоречить федеральным законам.

Виды

Классификация явления основана на том, какой тип имущества будет отчуждаться в пользу физического или юридического лица. Подобные виды установлены законными актами и имеют некоторые особенности.

Виды процедуры:

  • приватизация жилых площадей происходит на безвозмездной основе и может проводиться только для прописанных там граждан,
  • присвоение земли проводится на различных условиях, о которых нужно узнать у органов местной власти,
  • госкорпораций и прочего имущества — этот вид возможен только на возмездной основе.

В зависимости от категории прошлого собственника можно выделить еще два вида: муниципальное и государственное. Впрочем, законодательные отличия между этим типами минимальны.

Способы

Законодательные акты предусматривают несколько возможностей провести процедуру присвоения, большинство из которых были введены в 2001 году и действуют до сих пор.

Основные подходы к передачи имущества в руки частников:

  • акционирование предусматривает переформирование госорганизаций в открытые акционерные общества,
  • аукционные продажи,
  • реализация акций через госконтракты,
  • продажа учреждения через биржевые торги,
  • передача компаний с необъявленной ценой,
  • безвозмездная передача в руки частных лиц.

ЧИФы (чековые инвестиционные фонды) и ваучеры — более простые аналоги присвоения собственности, однако на сегодняшний день они не актуальны и не могут быть применены гражданами.

Общий порядок оформления

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества включает в себя три этапа, каждый из которых подразумевает соблюдение определенных условий.

3 этапа процедуры:

  1. Планирование.
  2. Принятие и утверждение условий, на которых будет происходить приватизация.
  3. Присвоение.

Наиболее трудоемкий и длительный этап первый. Это связано с тем, что государственные органы, связанные с имуществом, должны дать оценку всем моментам отчуждения. При этом решение оглашается не муниципальной властью, а Правительством Российской Федерации, поэтому ответ можно ждать довольно долго.

Способ приватизации устанавливается непосредственно органами власти. Какой именно метод будет выбран, зависит от обстоятельств и типа собственности.

Особенности

Несмотря на то, что процедура присвоения муниципального и государственного имущества практически не отличаются, у первого есть ряд особенностей из-за влияния локальных законодательных актов.

Особенности процедуры:

  1. Жилье всегда приватизируется на уровне муниципалитета. Местные власти устанавливают, как недвижимость может быть присвоена частными лицами. Часть жилых помещений вовсе не подлежит приватизации, например, квартиры при воинских частях.
  2. На уровне муниципалитета отчуждается собственность, стоимость которой ниже государственной. По этой причине здесь распространены аукционы с целью получить наибольшую прибыль.
  3. Практически все земли хозяйственного назначения принадлежат органам местного самоуправления, поэтому контракт о присвоении подобной территории должен быть подписан с властями субъекта РФ.

В остальных моментах процедура проходит по федеральным законам.

Возможно ли решение через суд

Приватизация унитарного предприятия или жилья в многоквартирном доме через суд — это сложная процедура, которая потребует много времени. Необходимость обращения в вышестоящие инстанции возникает тогда, когда государство отказывается отчуждать имущество в пользу гражданина или юридического лица.

Органы местного самоуправления могут сами утвердить причину отказа. Например, в случае незаконной перепланировки муниципалитет не станет подписывать документ о передаче. Придется устранить нарушения.

Для обращения в правозащитную организацию необходимо составить стандартное исковое заявление и оформить необходимый пакет документации, который подтвердит права на приватизацию.

Перечень документации для получения прав собственности через суд:

  • паспорт гражданина РФ,
  • документы, подтверждающие личность,
  • выписка из домовой книги,
  • документ, подтверждающий наличие законной перепланировки,
  • согласие родственников на процедуру,
  • договор социального найма квартиры,
  • паспорт на жилье,
  • справка о том, что лицо ранее не принимало участия в присвоении собственности.

Перечень справок не окончательный. В зависимости от ситуации суд может затребовать сторонние документы, связанные с делом.

Пример

Николай С. вместе с двумя детьми и женой проживал в квартире по договору социального найма. Супруги решили приватизировать жилье и отправились к нотариусу, чтобы оформить справку о согласии на процедуру.

Написав заявление по установленному образцу, мужчина отправил его в Жилищный отдел, однако тот отказал ему.

Причина проста: Николай не указал в заявлении детей, которые не достигли совершеннолетия, а также не позвал с собой супругу — эти условия должны соблюдаться в обязательном порядке. Подать повторное заявление гражданин может после устранения нарушений.

Подробно о бессрочной приватизации жилья в видео.

Загрузка…

Источник: https://domosite.ru/zakon/sposobyi-i-poryadok-privatizatsii-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imushhestva

Понятие и способы приватизации государственного и муниципального имущества

Способ приватизации государственного и муниципального имущества

Приватизация – отчуждение (переход) не­движимого имущества из государственной или муниципальной собст­венности в частную собственность граждан или определенных юриди­ческих лиц в порядке, установленном специальным законодательством, а также переход в указанном порядке к названным лицам принадлежащих публично-правовым образованиям акций открытых акционерных об­ществ (удостоверенных ими прав).

Следует иметь в виду, что заключаемые в ходе приватизации сдел­ки по приобретению в частную собственность приватизируемого иму­щества являются гражданско-правовыми договорами (чаще всего — до­говорами купли-продажи), а потому подпадают под действие общих норм гражданского права, хотя их содержание, а также порядок за­ключения и исполнения в изъятие из принципа свободы договоров во многом определены законом императивно. Решение же о приватиза­ции конкретного объекта (недвижимости) следует рассматривать как одну из форм осуществления публичным собственником своего пра­вомочия по распоряжению принадлежащим ему имуществом.

В качестве продавца (отчуждателя) приватизируемого имущества дол­жен выступать публичный собственник. Согласно действующему Федеральному закону от 21 декабря 2001 г.

N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества” функциями по приватизации по общему правилу об­ладает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а по специальному поручению правительства продажу приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированные го­сударственные учреждения (п. 1 ст. 6). Аналогичным образом организу­ется приватизация государственного и муниципального имущества.

В роли покупателей (приобретателей) приватизируемого имущества согласно п. 1 ст.

5 Закона о приватизации могут выступать любые фи­зические и юридические лица, за исключением юридических лиц, в ус­тавном капитале которых доля публичной собственности превышает 25%, а также унитарных предприятий и публичных учреждений — не­собственников. Очевидно также, что в этой роли не могут выступать другие публично-правовые образования.

В качестве объектов приватизации могут выступать принадлежащие публично-правовым образованиям на праве собственности:

    1. имущественные комплексы унитарных предприятий, причем со­вместно с занимаемыми ими земельными участками (ст. 11, п. 2 ст. 28ст. 28 Закона о приватизации);
    2. отдельные здания, строения, сооружения, а также объекты, строи­тельство которых не завершено, совместно с занимаемыми ими зе­мельными участками (п. 1 ст. 28 Закона о приватизации);
    3. акции открытых акционерных обществ (ст. 19, 22, 26 ЗК);
    4. объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) (ст. 29 Закона о приватизации);
    5. земельные участки (ст. 28, 30, 34, 36 ЗК);
    6. жилые помещения (ст. 2 и 11 Закона о приватизации жилья).

Таким образом, речь идет главным образом об отчуждении находя­щегося в публичной собственности недвижимого имущества. Движи­мое имущество переходит из публичной в частную собственность в ре­зультате обычных сделок купли-продажи (например, поставки продук­ции государственных и муниципальных унитарных предприятий) или иных действий по его отчуждению, а не в порядке приватизации.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Приватизация государственного и муниципального имущества осу­ществляется исключительно предусмотренными в законе способами. К их числу в соответствии со ст. 13 Закона о приватизации относятся:

    1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
    2. преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;
    3. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
    4. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
    5. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
    6. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
    7. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли;
    8. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
    9. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
    10. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
    11. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

При приватизации, осуществляемой путем преобразования унитар­ных предприятий в открытые акционерные общества, последние ста­новятся правопреемниками первых в соответствии с передаточным актом (п. 1 ст. 37 Закона о приватизации).

При этом, однако, применяются об­щие нормы ГК о гарантиях прав кредиторов при реорганизации (ст. 60 ГК).

Вместе с тем Российская Федерация и ее субъекты вправе устано­вить специальное право на участие в управлении акционерными обще­ствами, созданными на базе приватизированных предприятий, имею­щих особо важное народнохозяйственное значение («золотая акция»).

Оно заключается в возможностях применения «права вето» (запрета) при принятии некоторых важнейших решений общим собранием обще­ства, а также внесения предложений в повестку дня годового собрания акционеров и требования созыва внеочередного общего собрания, не­смотря на наличие у публично-правового образования лишь 25% и ме­нее акций (и соответственно — ) такого общества.

Продажа приватизируемого имущества на аукционах и конкурсах различается тем, что на аукционе такое имущество продается покупа­телю, предложившему в ходе торгов наиболее высокую цену, тогда как конкурс («тендер») предполагает не только предложение наиболее высокой цены, но и выполнение покупателем определенных условий (сохранение определенного числа рабочих мест, сохранение профиля работы приватизированного предприятия и т.д.).

Внесение государственного и муниципального имущества в устав­ные капиталы открытых акционерных обществ в оплату приобретае­мых акций (ст. 25 Закона о приватизации) предполагает приобретение публично-правовым образованием их пакета в размере не менее, чем 25% плюс одна акция.

Государственное имущество (помимо денеж­ных средств) может быть также внесено в уставные капиталы государ­ственных корпораций, юридически являющихся частными собственниками своего имущества.

Однако в этом случае используются правила специальных законов о создании таких корпораций и не применяют­ся нормы Закона о приватизации.

Приватизация жилых помещений и земельных участков произво­дится в соответствии со специальными нормами жилищного и земель­ного законодательства.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-sposobi-privatizatsii-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imuschestva

Сущность, принципы и порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Способ приватизации государственного и муниципального имущества

В настоящее время отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества урегулированы следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
  2. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284 О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятиях в Российской Федерации»;
  3. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 585 «Об утверждении положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и положения об организации находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе»;
  4. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» и др.

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Законодательством установлен ряд принципов приватизации государственного и муниципального имущества.

1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, установленном Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Под объектами приватизации понимается то государственное и муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». К объектам приватизации в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» не относятся:

  1. земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;
  2. природные ресурсы;
  3. государственный и муниципальный жилищный фонд;
  4. государственный резерв;
  5. государственное и муниципальное имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации;
  6. государственное и муниципальное имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
  7. культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иное находящееся в государственной или муниципальной собственности имущество религиозного назначения, отчуждаемое безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях, а также отчуждаемое безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций;
  8. государственное и муниципальное имущество, отчуждаемое в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений;
  9. имущество, отчуждаемое государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, закрепленное за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
  10. государственное и муниципальное имущества, отчуждаемое на основании судебного решения;
  11. акции, отчуждаемые в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом (ст. 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

Отчуждение указанного государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Приватизации не подлежит также имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества

К субъектам приватизации государственного и муниципального имущества относятся перечисленные ниже лица.

1. Покупатели государственного и муниципального имущества – любые физические и юридические лица, за исключением:

2. Собственники государственного и муниципального имущества – Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. От их имени функции собственника осуществляют:

а) Правительство РФ, которое:

  • ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;
  • издает нормативно-правовые акты по вопросам приватизации;
  • руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;
  • принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;
  • осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества и т. д.

б) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое:

  • подготавливает и представляет в Правительство РФ проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год, а также отчет о результатах приватизации;
  • осуществляет мероприятия по подготовке объектов к приватизации и передает их для продажи Российскому фонду федерального имущества;
  • обеспечивает публикацию решений об условиях приватизации федерального имущества и т. д.

в) Российский фонд федерального имущества, который действует на основе Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. № 925 «О Российском фонде федерального имущества» и выполняет следующие функции:

  • осуществляет от имени Российской Федерации продажу федерального имущества;
  • обеспечивает оценку федерального имущества;
  • заключает договоры купли-продажи федерального имущества
  • ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность в отношении средств, полученных фондом от продажи федерального имущества и др.

г) органы исполнительной власти субъектов РФ;
д) органы местного самоуправления

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Порядок приватизации – предусмотренный законодательством процесс принятия и реализации решения о приватизации государственного или муниципального имущества.

Выделяют четыре этапа приватизации федерального имущества.

1. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества.

При разработке плана учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного федерального имущества. Прогнозный план разрабатывается Федеральным агентством по управления федеральным имуществом и утверждается Правительством РФ ежегодно на очередной финансовый год. Прогнозный план (программа) должен содержать перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.

2. Принятие решения о приватизации имущества. Такое решение принимается Правительством РФ в соответствии с прогнозным планом приватизации федерального имущества. В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения:

  • наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);
  • способ приватизации имущества;
  • нормативная цена;
  • срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);
  • иные необходимые для приватизации имущества сведения (ст. 14 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

3. Приватизация федерального имущества предусмотренным законом способом. Перечень способов приватизации исчерпывается способами, закрепленными в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»:

  1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
  3. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  4. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
  5. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
  6. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  7. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
  8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  9. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
  10. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

4. Представление Правительством РФ отчета о выполнении плана приватизации федерального имущества за прошедший год в Государственную Думу РФ, которое осуществляется ежегодно, не позднее 1 мая.

Отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год должен содержать перечень приватизированных в прошедшем году имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества с указанием способа, срока и цены сделки приватизации.

Вместе с отчетом в Государственную Думу РФ представляется информация о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества за прошедший год.

Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления самостоятельно.

Информация о результатах приватизации имущества субъектов РФ и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами РФ в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта.

Источник: http://be5.biz/pravo/p007/14.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.