Специализированный жилищный фонд приватизация

Содержание

Приватизация жилых помещений специализированного жилищного фонда | Приватизация жилых помещений специализированного ж

Специализированный жилищный фонд приватизация

Страница 1 из 2

В силу Закона жилое помещение по договору социального найма передается гражданину (нанимателю) в бессрочное владение и пользование, что не исключает его (договора) расторжение и прекращение. Причем наниматель может расторгнуть договор найма в любое время.

Это право для него является безусловным, оно не зависит от мнения другой стороны и не требует судебного подтверждения. В случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда (ч.

3 ст. 83 ЖК РФ).

Жилищный кодекс РФ (ч. 3 ст. 83)

3. В случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда.

Но не всегда действие договора зависит от сторон. В ряде случаев он прекращает свое существование независимо от воли сторон. Как предусмотрено ч. 5 ст. 83 ЖК РФ, утрата (разрушение) жилого помещение, а также смерть одиноко проживавшего нанимателя ведут к прекращению договора социального найма.

Жилищный кодекс РФ (ч. 5 ст. 83)

5. Договор социального найма жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения, со смертью одиноко проживавшего нанимателя.

Наряду с физической невозможностью исполнения договора найма, о чем речь идет в ч. 5 ст. 83 ЖК РФ, прекращение его может быть обусловлено причинами юридического порядка.

В частности, это происходит при бесплатной приватизации жилых помещений, занимаемых по договору социального найма.

С момента заключения договора о передаче жилого помещения гражданину или нескольким гражданам и его государственной регистрации договор социального найма прекращается немедленно и автоматически, так как перестают существовать предмет договора и его участники в лице наймодателя и нанимателя.

Разумеется, прекращение договора найма жилого помещения по указанным основаниям возможно только при согласии на это нанимателя и всех членов его семьи независимо от момента вселения – одновременно с нанимателем или позднее – и наличия у них права на приватизацию.

Точно так же не имеют правового значения и мотивы, по которым то или иное лицо не согласно на приватизацию и прекращение договора найма жилого помещения. Тут должен быть такой же подход, как и при вселении нового члена семьи нанимателя. Согласие на его вселение является сделкой, и отказ от ее совершения любого из членов семьи нанимателя не может быть оспорен в судебном порядке.

Основные принципы и условия бесплатной приватизации регламентированы Законом “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”, который неоднократно изменялся и дополнялся.

Наиболее значительные изменения внесены в него Федеральным законом “О ведение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” от 29 декабря 2004 г. Первая часть этих изменений сводилась к отмене бесплатной приватизации начиная с 1 января 2007 г.

К тому же приватизировать жилые помещения в этот срок могли только те граждане, кто получили их до 1 марта 2005 г., т.е. до вступления в силу нового ЖК РФ. В дальнейшем срок бесплатной приватизации был продлен до 1 марта 2010 г.

, поскольку процедура приватизации довольно сложна и на местах оперативно справиться с данной работой в относительно короткие сроки просто не могли.

Судебная практика

По поводу конституционности указанных положений в Конституционный Суд РФ обратились Верховный Суд РФ и граждане Орловы. По мнению Верховного Суда РФ, отмена права граждан на приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилых фондов (с 1 марта 2005 г.

частичная, а с 1 января 2007 г.

полная) противоречит вытекающим из Конституции РФ принципам справедливости, стабильности и гарантированности прав граждан, поддержания доверия граждан закону и действиям государства, недопустимости издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина.

Однако с таким пониманием завершения процесса приватизации жилых помещений Конституционный Суд РФ не согласился, указав в своем постановлении от 15 июля 2006 г.

, что право граждан на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилых помещений не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод человека и гражданина.

Следовательно, федеральный законодатель, осуществляя законотворчество в жилищной сфере, вправе как ввести бесплатную приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, так и прекратить ее, исходя из необходимости обеспечения сохранности государственной и муниципальной собственности.

Вместе с тем Конституционный Суд РФ согласился с доводами жалобы Орловых в отношении того, что запрет на приватизацию жилых помещений, предоставляемых гражданам по договору социального найма после 1 марта 2005 г. (в пределах общего срока действия норм о бесплатной приватизации жилищного фонда), не имеет конституционного обоснования и противоречит ст. 19 Конституции РФ.

Таким образом, исходя из решения Конституционного Суда РФ, для приватизации социального жилья до ее завершения, т.е. до 1 марта 2010 г., не имеет значения, когда оно было предоставлено (до или после 1 марта 2005 г.).

Наряду с установлением общего срока действия о бесплатной приватизации жилищного фонда исключительно важный материально-правовой аспект приватизации заложен в ст. 7 Вводного закона ЖК РФ в связи с изменением режима общежитий, принадлежавших ранее государственным и муниципальным предприятиям.

Указанной статьей Федерального закона “О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” предусмотрено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находятся в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Из ее содержания видно, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Поскольку проживающие в этих общежитиях лица получили равные права с нанимателями социального жилья без каких-либо ограничений, то тем самым не имеется препятствий для приобретения ими занимаемых помещений в собственность на основании ст. 2 Закона “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”.

В то же время так как изложена ст. 7 Вводного закона, такой вывод не всегда очевиден, остаются вопросы, поскольку не все общежития переданы в ведение органов местного самоуправления, а те, которые переданы, продолжают сохранять статус общежитий. Кроме того, общежития могут быть различного типа.

В частности, есть два типа общежитий. Одни расположены в обычных жилых домах, занимая подъезд, этаж либо отдельную квартиру, так называемые семейные общежития. Другие изначально строились как общежития с коридорной системой, где каждому предоставлялась комната либо койко-место, если комната заселялась несколькими лицами.

Закономерно возникает вопрос, какие именно общежития имеет в виду ст. 7 Вводного закона ЖК РСФСР.

На этот вопрос попытались дать ответ судьи Белгородской области.

Судебная практика

А. обратилась в суд с иском к МУП “Городской жилищный фонд”, администрации г. Белгорода о признании решения об отказе в приватизации жилого помещения незаконным, признании права на участие в приватизации жилищного фонда, сославшись на то, что с 1970-х гг.

она проживает в комнате дома, являвшегося ранее общежитием в г. Белгороде. Данное здание было принято в эксплуатацию в 1957 г. и использовалось как общежитие. 17 мая 2005 г. в приватизации занимаемого жилого помещения истице отказано, с чем она не согласна.

Решением Октябрьского районного суда г. Белгорода от 23 июня 2005 г. оставленным без изменения, в кассационном порядке в иске А. было отказано.

Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд исходил из того, что дом, в котором расположена спорная комната, был построен и использовался как общежитие. Постановлением главы администрации Белгородской области от 1996 г.

данный дом принят в муниципальную собственность, но не исключен из специализированного жилищного фонда и при его заселении МУП “Городской жилищный фонд” продолжает применять Положение о порядке предоставления мест в муниципальных общежитиях г. Белгорода.

Тем самым, по мнению суда первой инстанции, дом не утратил статуса общежития, решение о присвоении ему статуса жилого дома не принималось.

С учетом положений ст. 4 Федерального закона “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”, запрещающей приватизацию жилых помещений, находящихся в общежитиях, суд в итоге пришел к выводу о законности отказа администрацией г. Белгорода в приватизации занимаемой А. комнаты.

Суд кассационной инстанции, оставляя это решение без изменения, дополнительно сослался на положения ст. 7 Федерального закона “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” от 29 декабря 2004 г.

о том, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовались в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Толкуя данную норму права исходя из ее буквального смысла, судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда пришла к выводу, что положения о договоре социального найма необходимо применять только тогда, когда жилые помещения находились в жилых домах, построенных изначально как многоквартирный жилой дом.

Поскольку жилое помещение, о котором возник спор, никогда не имело статуса жилого дома, а изначально использовалось в качестве общежития, отказ в приватизации комнаты является правомерным.

С такими основаниями к отказу в иске А. не согласилась Судебная коллегия Верховного Суда РФ по гражданским делам. При этом, отменяя вынесенные по делу судебные постановления, Судебная коллегия указала, что выводы об отказе в иске А. основаны на неправильном толковании Закона, поскольку приведенные правовые нормы не дают оснований для подобного ее толкования.

Из содержания ст. 7 Федерального закона “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” от 29 декабря 2004 г.

следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу Закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Поскольку общежитие принято в муниципальную собственность в соответствии с постановлением главы администрации Белгородской области от 1996 г.

, то после вступления в силу Федерального закона “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” статус общежития данным жилым домом утрачен в силу Закона и истица вправе приобрести занимаемое ею по договору социального найма жилое помещение в собственность в соответствии со ст. 2 Закона РФ “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”.

Источник: https://obhis.ru/privatizatsiya-zhilyh-pomeshheniy-spetsializirovannogo-zhilishhnogo-fonda.html

Приватизация служебной квартиры в 2020 году: закон, судебная практика

Специализированный жилищный фонд приватизация

Приватизация позволяет гражданам стать полноправными владельцами жилого помещения. Однако статья 4 закона № 1541-1 от 04.07.1991 «О приватизации жилищного фонда в РФ» ограничивает категории объектов, которые могут быть переданы в собственность.

Понятие

Жилплощадь, выделяемая работодателем для временного размещения сотрудников и их семей, называется «служебной». Жилищный кодекс РФ (статья 104) устанавливает, что ведомственное жилье предоставляется в виде отдельной квартиры или дома.

Помещение передается в пользование по договору найма. Законодательство ограничивает права жильцов по распоряжению ведомственной площадью. Работник не может обменять квартиру или сдать ее в аренду.

Наниматель оплачивает коммунальные услуги в том же размере, что и собственники приватизированных помещений.

Ведомственная жилплощадь включается в специализированный фонд предприятия или муниципалитета. Сведения о соответствующем состоянии объектов отражаются в государственном реестре недвижимости.

Проживание в служебной квартире

Статья 104 ЖК РФ (пункт 3) закрепляет, что жилплощадь передается гражданину на время исполнения им трудовых обязанностей.

На обеспечение служебным жильем могут претендовать следующие категории работников:

  • военнослужащие, заключившие контракт;
  • сотрудники правоохранительных структур;
  • научные работники;
  • бюджетники (учителя, работники сферы здравоохранения);
  • представители МЧС;
  • государственные служащие (судьи, сотрудники различных министерств);
  • работники сферы ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства).

Крупные коммерческие компании предоставляют помещения для проживания квалифицированным сотрудникам.

Депутаты любого уровня также имеют право на предоставление служебной квартиры во время нахождения на выборной должности. Соглашение о найме прекращает действовать при увольнении (или по окончании срока исполнения депутатских обязанностей).

Кого нельзя выселить из служебной квартиры

Одним из условий предоставления ведомственной жилплощади выступает освобождение работником помещения после увольнения. Жильцы обязаны добровольно покинуть служебную квартиру при расторжении трудового договора.

Однако законодательство определило категории лиц, которых нельзя выселить из специализированного фонда без выделения иной жилплощади (статья 103 ЖК РФ).

На выделение альтернативного помещения могут рассчитывать:

  1. Члены семьи умершего нанимателя.
  2. Инвалиды I и II групп, получившие увечье по вине работодателя.
  3. Семьи военнослужащих (сотрудников правоохранительных органов) погибших при исполнении обязанностей.
  4. Пенсионеры, получающие пособие по старости.
  5. Дети, оставшиеся без родительского попечения (до достижения совершеннолетнего возраста).

Предоставляемое помещение должно располагаться в границах населенного пункта.

Объекты, которые не подлежат передаче в собственность

Приватизация служебной квартиры может быть проведена при соблюдении определенных условий. Закон № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» предоставляет всем российским гражданам возможность стать владельцами помещений, используемых по договору социального найма.

Не передаются в частную собственность квартиры, расположенные в военных городках закрытого типа.

Также нельзя стать владельцем жилплощади, которая не отвечает санитарно-гигиеническим требованиям или находится в аварийном состоянии.

Подробнее о том, какие дома признаются аварийными.

Ведомственные помещения не соответствуют следующим требованиям законодательства:

  • квартира выделяется работодателем, а не государством;
  • основанием вселения служит соглашение обычного найма.

Служебное помещение, входящее в специализированный фонд предприятия, может быть передано нанимателю только по разрешению собственника. Исключение составляет жилье, находящееся на территории сельских поселений.

Пошаговая инструкция

Процедура передачи ведомственного помещения гражданам отличается от стандартного переоформления муниципальной жилплощади.

Алгоритм действий включает следующие этапы:

  1. Запрос согласия собственника.
  2. Перевод квартиры на баланс муниципалитета.
  3. Подготовка документов.
  4. Подача заявления в орган местного самоуправления.
  5. Регистрация права собственности в Росреестре.

Если предприятие или муниципальные власти отказывают в передаче квартиры, наниматель вправе обратиться с иском в судебную инстанцию.

Заявление на приватизацию

Процесс переоформления недвижимости начинается с обращения к работодателю. Форма ходатайства о передаче жилья не регламентирована законодательно. Заявление можно написать от руки или напечатать на компьютере.

В документе необходимо указать:

  • наименование организации-работодателя;
  • данные заявителя (фамилия, имя, отчество, контактную информацию);
  • сведения о членах семьи нанимателя, зарегистрированных в квартире;
  • дата и основания предоставления служебной жилплощади;
  • технические характеристики помещения (адрес, площадь, количество комнат);
  • просьбу о передаче недвижимости в порядке приватизации;
  • основания, позволяющие оформить собственность (локальные акты предприятия, ссылки на законодательство).

Бланк заявления можно скачать здесь. Результат рассмотрения ходатайства отражается в официальном ответе.

Решение организации-собственника помещения

Закон № 1541-1 (статья 4) предусматривает возможность передачи ведомственных квартир гражданам, если собственник жилищного фонда не возражает против приватизации.

В большинстве случаев для вынесения положительного решения необходимо соблюдение следующих условий:

  • заявитель проживает в квартире на основании официального договора найма;
  • сотрудник добросовестно исполняет должностные обязанности;
  • стаж работы на предприятии (или в бюджетной сфере) составляет не менее 10 лет.

Решение о передаче (отказе) помещения подписывает руководитель организации. Документ должен быть зарегистрирован и заверен печатью.

Сельским жителям государство предоставляет право приватизировать служебное жилье независимо от согласия собственника.

Передача квартиры в муниципальный фонд

Одним из требований к претендентам на безвозмездное получение помещения в собственность является проживание по договору социального найма.

При вселении в ведомственную квартиру сотрудник подписывает соглашение о срочном пользовании. В случае увольнения документ прекращает действовать.

Поэтому основным этапом приватизации служебного помещения выступает его передача в собственность муниципалитета.

Процедуру переоформления осуществляет организация-собственник. Изменение статуса подтверждает постановление органа местного самоуправления о принятии жилплощади на баланс города.

Следующим шагом является заключение договора социального найма. Соглашение с муниципалитетом заключается на неопределенный период.

Перечень документов для приватизации

В список бумаг, которые требуется представить для оформления помещения в собственность, входит множество различных справок и выписок.

Обязательный комплект документации включает:

  • заявление;
  • согласие (или отказ) всех членов семьи на участие в приватизации;
  • постановление о переводе служебной жилплощади в муниципальный фонд;
  • соглашение о социальном найме;
  • справка о лицах, прописанных в квартире;
  • копии удостоверений личности жильцов (паспорт или свидетельство о рождении);
  • техпаспорт объекта, выполненный специалистами БТИ;
  • выписку из лицевого счета (для подтверждения своевременной оплаты коммунальных услуг).

Вас может заинтересовать: что нужно для прописка в квартиру?

Государство предоставляет каждому гражданину возможность однократного участия в приватизации (ст. 11 Закон № 1541-1). При обращении с заявлением о передаче жилья необходимо представить справку о том, что ранее право не использовалось.

Специалисты жилищной структуры муниципалитета могут запрашивать дополнительные документы (например, выписку из ЕГРН об отсутствии иной недвижимости).

Сроки рассмотрения заявления

Законодательство отводит два месяца на принятие решения о бесплатной передаче квартиры (статья 8, закон № 1541-1). По истечении указанного срока составляется договор приватизации. Документ подтверждает переход служебного жилья в собственность нанимателя.

В соглашении отражаются:

  • информация об участниках сделки;
  • адрес местонахождения и характеристики помещения (количество комнат, общая площадь);
  • основания передачи объекта (соглашение найма, ордер на вселение);
  • обязанности сторон.

Все лица, принимающие участие в приватизации, получают отдельный экземпляр договора.

Регистрация права собственности

Гражданин становится полноправным владельцем квартиры только после внесения данных в государственную базу недвижимости.

Процедура регистрации состоит из следующих этапов:

  • сбор документов;
  • оплата госпошлины (2 000 рублей для физических лиц);
  • подача заявки в территориальное подразделение Росреестра или в МФЦ.

В процессе регистрации происходит окончательная смена правообладателя. В государственную базу недвижимости вносится информация о новом владельце.

Проблемы приватизации служебных квартир

Ведомственные помещения используются работодателем для конкретной цели – привлечение квалифицированных сотрудников. Поэтому организациям невыгодно передавать квартиры в собственность нанимателей.

Основные затруднения, возникающие при переоформлении служебного жилья, связаны с отказом руководства вносить изменения в статус объекта.

Военнослужащие, как сотрудники Министерства обороны РФ, имеют право на безвозмездное получение жилплощади в следующих ситуациях:

  • увольнение ранее установленного срока по состоянию здоровья;
  • досрочный перевод в запас в связи с реорганизационными мероприятиями;
  • оформление пенсионных выплат по выслуге лет.

Продолжительный период работы (службы) не является гарантией оформления приватизации.

Ликвидация учреждения

При реорганизации или ликвидации предприятия ведомственная жилплощадь передается в муниципальный фонд. При этом орган местного самоуправления выносит постановление о принятии имущества.

Если передача квартиры на баланс города не закреплена документально, необходимо обращаться в суд с иском о признании права на приватизацию.

Перед направлением искового заявления следует уточнить официальный статус жилья в едином реестре недвижимости.

Судебная практика

Государство не обязывает правообладателей ведомственной жилплощади передавать ее работникам по их первому требованию. Чтобы приватизировать служебную квартиру, как свидетельствует судебная практика, потребуется немало усилий.

Требования граждан могут быть удовлетворены при следующих обстоятельствах:

  • в Росреестре нет сведений о ведомственной принадлежности помещения;
  • истец относится к категории льготников;
  • наниматель поставлен в очередь на улучшение жилищных условий.

Вердикт судьи зависит от фактических обстоятельств дела. Ключевую роль может иметь длительность трудового стажа в организации.

В Зеленоградский районный суд обратился сотрудник полиции А. с иском о передаче служебной квартиры муниципалитету.

В обоснование требований истец указал, что он вместе с семьей пользуется ведомственным помещением 14 лет, своевременно вносит коммунальные платежи.

Кроме того, во время исполнения должностных обязанностей сотрудник получил вторую группу инвалидности. Суд обязал работодателя (МВД) оформить перевод квартиры в фонд муниципалитета для последующей приватизации.

В другой ситуации гражданину К. отказали в оформлении договора приватизации. Истец трудился на предприятии в течение 15 лет, после чего уволился в связи с оформлением пенсии по старости.

Ведомственным помещением К. пользовался только на протяжении последних 3 лет. Соглашение о найме с организацией не заключалось. Регистрацию по месту жительства истец не оформлял. Тимирязевский районный суд принял сторону работодателя и вынес решение о выселении бывшего работника.

Источник: https://lawowner.ru/nedvizhimost/kvartira/privatizatsiya-sluzhebnoj

Какой жилищный фонд подлежит приватизации?

Специализированный жилищный фонд приватизация

В Законе о приватизации (ст. 1, 2, 3, 11 и др.) четко записано, что приватизация жилья возможна только в домах государственного и муниципального жилищного фонда.

Учитывая ГК РФ, где даются понятия «право государственной собственности» и «право муниципальной собственности», необходимо отметить, что речь идет об имуществе (жилищном фонде) Российской Федерации (федеральной собственности), жилищном фонде, принадлежащем на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения (Москве и Санкт-Петербургу), автономной области и автономным округам (собственности субъектов РФ). Этот жилищный фонд, находящийся в федеральной собственности и собственности субъектов РФ, относится к государственному жилищному фонду (ст. 214 ГК РФ). Он может находиться в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий, учреждений. Жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, относится к муниципальному жилищному фонду (ст. 215 ГК РФ). Этот фонд также закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями, которые владеют, пользуются и распоряжаются им в соответствии с законодательством. В частности, на основании Закона о приватизации государственные и муниципальные предприятия и учреждения от имени собственника жилищного фонда самостоятельно решают вопрос о передаче конкретного жилого помещения в собственность граждан; другими словами, являются стороной по договору передачи жилого помещения в порядке приватизации.

В настоящее время указанные положения, касающиеся видов жилищного фонда, нашли закрепление в ст. 19 ЖК РФ.

В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

– частный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и юридических лиц;

– государственный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации) и субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

– муниципальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

– жилищный фонд социального использования – совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах;

– специализированный жилищный фонд – совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах;

– индивидуальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений в частном жилищном фонде, которые используются гражданами – собственниками данных помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) для проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами – собственниками данных помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

– жилищный фонд коммерческого использования – совокупность жилых помещений в частном жилищном фонде, которые используются собственниками данных помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования либо предоставлены собственниками данных помещений на основе договора аренды или иного договора лицам во владение и (или) пользование.

Приватизация жилья возможна только в домах государственного и муниципального жилищного фонда и именно: в жилищном фонде социального использования (тех жилых помещений, которые предоставлены и используются на основании договора социального найма). Это следует из действующего гражданского и жилищного законодательства. Однако на первом этапе также осуществлялась приватизация общественного жилищного фонда.

В постановлении Верховного Совета РСФСР «О введении в действие Закона РСФСР „О приватизации жилищного фонда в РСФСР“» (1991 г.

) общественным объединениям (организациям) было рекомендовано осуществлять передачу и продажу находящегося в их собственности жилья в собственность граждан на условиях, предусмотренных для государственного и муниципального жилищного фонда.

Это относилось и к жилищному фонду, находившемуся в собственности профсоюзов.

Распространение условий приватизации жилья в домах государственного и муниципального жилищного фонда на общественный жилищный фонд было связано с тем, что эти три вида жилищного фонда относились к так называемому обобществленному жилищному фонду (жилищному фонду организаций). Правовой режим пользования этими жилыми помещениями был почти одинаковым.

Сегодня у граждан, проживающих в указанных выше жилых домах (входящих ранее в общественный жилищный фонд) нет правовых оснований для приватизации занимаемых помещений, поскольку имущество общественных объединений, в том числе жилищный фонд, после принятия ГК РФ (1994 г.) приобрело иной правовой режим.

Оно относится к частной форме собственности, и, следовательно, о приватизации жилья согласно Закону о приватизации речи быть не может. Передача жилых помещений в этом фонде гражданам теперь возможна только на основании гражданско-правовых сделок, в том числе по договору дарения.

Такой подход был подтвержден в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г.

№ 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации „О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации“»: «граждане, проживающие по договору найма или аренды в домах общественного жилищного фонда, таким правом на основании Закона Российской Федерации „”О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации ““ не обладают. Вместе с тем собственник общественного жилищного фонда или уполномоченный им орган могут самостоятельно принять решение о бесплатной передачи гражданам занимаемых ими жилых помещений. При возникновении в указанном случае спора его следует разрешать исходя из установленных собственником условий и порядка передачи жилья в собственность проживающих в нем граждан». Здесь необходимо сделать уточнение: в первоначальной редакции данного Закона была предусмотрена приватизация жилых помещений, занимаемых по договору аренды; ныне эта норма в Законе отсутствует.

Кроме того, вопрос об имуществе общественных объединений урегулирован ФЗ от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», согласно которому правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Общественное объединение может осуществлять свою деятельность и без образования юридического лица, но в этом случае оно не может иметь в собственности имущество. Только общественные объединения, являющиеся юридическими лицами, могут иметь в собственности имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе жилищный фонд.

Законом определены источники формирования имущества общественного объединения (вступительные и членские взносы, добровольные взносы и пожертвования и др.

), а установленный порядок формирования имущества общественных объединений позволяет сделать вывод, что их имущество относится к частной форме собственности и собственниками имущества являются сами общественные объединения – юридические лица, за исключением случаев образования общественных учреждений, за которыми имущество закрепляется на праве оперативного управления.

Иначе говоря, действующее законодательство относит имущество общественных объединений (включая жилищный фонд) к частной форме собственности. А по отношению к частному жилищному фонду понятие «приватизация» вообще не применимо.

Источник: http://www.redov.ru/yurisprudencija/privatizacija_zhilja_novyi_porjadok_sudebnaja_praktika_obrazcy_dokumentov/p8.php

Специализированное жилое помещение – что это, виды жилья, основания и порядок предоставления, возможности приватизации

Специализированный жилищный фонд приватизация

Правожил.com > Оформление недвижимости > Специализированное жилое помещение – это какая категория жилья, разбираемся в вопросе

Согласно положениям Жилищного Кодекса РФ, на территории нашей страны выделяют несколько категорий жилых помещений.

Так, например, жилье, сдаваемое по социальному найму нуждающимся гражданам, это социальное жилое помещение. А комнаты, принадлежащее физическим лицам на правах частной собственности – индивидуальному жилищному фонду, и так далее.

В сегодняшнем материале наш ресурс рассмотрит специализированные жилые помещения, подробно осветив данное понятие со всех сторон.

Что такое специализированный жилищный фонд?

Понятие специализированного жилищного фонда (далее – СЖФ) трактуется законодателем в 19-ой статье Жилищного Кодекса РФ (далее – ЖК РФ).

В соответствии с положениями нормативного акта, СЖФ – это комплекс жилой площади на территории России, которая передается в пользовании гражданам конкретных категорий.

Основания, порядок предоставления и оформление договорных отношений между нанимателем и наймодателем специализированного жилья установлены ЖК РФ.

 К специализированным жилым помещениям относятся:

  • служебное жилье (предоставляется работодателем своим подчиненным);
  • комнаты в общежитиях, Маневренном фонде, центрах социального обслуживания граждан, жилищных фондах по предоставлению жилья вынужденным переселенцам и беженцам (предоставляются государством граждан РФ).

Ввод жилого помещения в СЖФ проводится полномочными в этом организациями. То есть, по своему усмотрению некоторая организация или государством (муниципалитет) имеют полное право перевести имеющуюся у них форму собственности в жилищный фонд специализированного назначения. Главное в данной процедуре – это соблюдение основных правил формирования СЖФ, которые установлены ЖК РФ.

В частности, к ним относят:

  • полное соответствие жилища, переводимого в специализированный фонд, описанным ранее видам помещений;
  • наличие прав собственности на помещение, переводимое в СФЖ, или наличие соответствующей доверенности у лиц, проводящих процедуру его ввода в специализированный жилой фонд;
  • соответствие переводимого в СЖФ жилого помещения действующим на территории России жилищным нормам (определены ЖК РФ).

Не соблюдение этих условий делает невозможным ввести некоторое жилое помещение в специализированный фонд и, соответственно, использовать его как единицу данной категории жилья.

Более детально рассмотреть понятие СЖФ можно, обратившись к соответствующим пунктам ЖК РФ.

Основания для предоставления специализированных жилых помещений

Кто может получить специализированное жилое помещение?

Как было отмечено ранее, СЖФ – это комплекс жилых помещений на территории нашей страны, выделяемый некоторым категориям граждан.

По сути, основание для получения подобного жилья одно – принадлежность к конкретной категории граждан.

Перечень групп лиц, которым предоставляются объекты СЖФ на временное пользование, регламентируется Жилищным Кодексом и Федеральными Законами РФ, а также устанавливается непосредственно владельцем специализированных жилых помещений (организации, муниципалитет и т.д.).

На самом деле категорий граждан, а значит и оснований для предоставления жилья из СЖФ, достаточно много. В качестве примера рассмотрим типовые основания для получения подобной жилой площади:

  • в общежитиях комнаты предоставляются по факту службы в госструктурах, работе в госструктурах, учебы в некоторых учебных заведениях и иных действий подобного вида. Помимо этого специализированные жилые помещения в общежитиях могут быть предоставлены потерявшим память, молодым семьям, иногородним учебным экскурсиям , беженцам и аналогичным категориям лиц, если их необходимость в получении квадратных метров будет доказана;
  • в Маневренном фонде, центрах социального обслуживания граждан и жилищных фондах по предоставлению жилья вынужденным переселенцам и беженцам предоставление единиц СЖФ связано с временным тяжелым жизненным положением конкретного лица. Примером подобных обстоятельств могут служить побег из страны по причине военного переворота в ней, потеря жилья из-за случившегося наводнения и аналогичные трудности;
  • в служебном сегменте СЖФ жилье предоставляется группам граждан, работающим в каком-либо месте, где активно используется практика предоставления указанных помещений сотрудникам. В качестве подобных работодателей могут выступать как отдельные частные организации, так и государственные образования (органы полиции, МВД, МЧС и т.п.).

Окончательный перечень оснований, при которых на территории вашего жительства возможно получение жилья из СЖФ, уточняется в органах соответствующего назначения.

Порядок предоставления специализированных помещений для проживания

Как получить специализированное жилье?

Допустим, конкретно вы относитесь к той категории лиц, которая может получить объект из СЖФ в свое личное пользование, что нужно делать в такой ситуации?

В первую очередь, важно понять, что объекты специализированного назначения предоставляются на трех основных условиях:

  1. Использование полученного помещения исключительно по его назначению, то есть для проживания.
  2. Соблюдение всех условий договора предоставления данного жилья.
  3. Проживание в полученном объекте СЖФ в срок, определенный соответствующем договором, или не более того, который ограничивает пребывание нанимателя в конкретной группе граждан, способных рассчитывать на получение специализированных жилых помещений. Проще говоря, если комната получена по причине учебы в ВУЗе, то, отучившись в нем, студент должен освободить помещение (если иного не предусматривает его договор с владельцем данного помещения).

Порядок предоставления жилья из СЖФ в типовом варианте таков:

  1. Первоочередно, гражданин определяет и, при необходимости, доказывает наличие у него соответствующих оснований для получения специализированного жилого объекта. В качестве доказательств могут выступать все документы, подтверждающие необходимость лица получить жилье во временное пользование – справка о проведении ремонта МКД с его квартирой, справка о получении статуса «беженец» и тому подобное.
  2. После этого гражданин обращается к собственнику помещения и обговаривает все тонкости будущего договора найма специализированного жилья.
  3. На последнем этапе процедуры проводится заключение данного соглашения, нормы и сроки которого рассмотрены в ЖК РФ. Наиболее важный аспект в вопросе договора найма специализированного жилья заключен в сроке его действия. По отношению к подобному виду соглашений он может быть таков:
  • либо до момента окончания периода времени, который ограничивает пребывание нанимателя в конкретной группе граждан, способных рассчитывать на получение специализированных жилых помещений;
  • либо до предоставления лицу новой жилой площади (в случаях с потерей с его стороны жилища из-за природных катаклизм и подобных явлений).

По завершению оформления договора найма обе стороны сделки обязуются соблюдать его условия. В противном случае со спорами придется разбираться в суде, в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Возможности приватизации объектов из специализированного жилищного фонда

Можно ли приватизировать специализированное жилье?

Возможность приватизации объекта СЖФ определяется с учетом его собственника и вида помещения. Точнее:

  • если специализированное жилье принадлежит негосударственной организации, то приватизация возможна исключительно с согласия его собственника;
  • если же жилье принадлежит государству (в том числе и муниципалитету), то приватизация проводится по согласию собственника, если помещение имеет статус специализированного объекта или введено в эксплуатацию после 1 марта 2005 года. В ином случае – применим законный порядок приватизации в РФ.

Непосредственно процедура приватизации ничем не отличается от аналогичной при получении прав собственности на жилье из социального фонда. Для того чтобы приватизировать служебное помещение понадобится:

Каких-либо тонкостей, особенностей приватизация подобного вида не имеет.

На этом наиболее важные положения по сегодняшней теме подошли к концу. Надеемся, сегодняшняя статья была для вас полезна. Удачи в получении помещений СЖФ!

О том, стоит ли пользоваться маневренным фондом в случае необходимости отселения из аварийного жилья, вы можете узнать, посмотрев видео:

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

18 Сен 2017      kasjanenko         505      

Источник: https://PravoZhil.com/oformlenie/spetsializirovannoe-zhiloe-pomeshhenie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.