Согласие ребенка на изменение имени

Верховный суд объяснил нюансы изменения фамилии, имени и отчества детей

Согласие ребенка на изменение имени

Верховный суд РФ призвал защищать интересы детей от родительского произвола, в том числе от безосновательного желания изменять ребенку имя, отчество или фамилию: дети не должны становиться заложниками конфликтных отношений родителей, и судам следует максимально внимательно изучать доводы о необходимости изменения личных данных, разрешая подобную меру только ради блага самих детей, а не только желания их родственников.

Суть дела

До высшей инстанции дошёл спор бывших супругов из Краснодара по поводу имён, отчества и фамилий их общих детей. Мать настаивала на изменении персональных данных, мотивируя свою просьбу тем, что с бывшим мужем она находится в сложных, конфликтных отношениях, он устраивает скандалы в присутствии детей, допускает рукоприкладство.

Заявительница утверждала, что жизнью, содержанием и воспитанием детей отец не интересуется и не участвует.

При этом, согласно материалам дела, с бывшего супруга взыскали в пользу детей алименты, а также по решению суда он обязан покупать детям лекарства, оплатить договор с логопедом и дефектологом для занятий с дочерью, оплатить посещение детьми бассейна, компенсировать истице расходы на приобретение сезонной ортопедической обуви для дочери и раз в год оплачивать путевку для детей в санаторий, рекомендованный лечащим врачом.

Тем не менее истица указала, что дети не желают общаться с отцом, а в обществе представляются фамилией матери. В связи с чем заявительница просила разрешить детям носить ее отчество и фамилию, а поскольку сына в кругу семьи называли другим именем, то изменить и его. Кроме того, она настаивала на смене отчества дочери.

Ленинский районный суд Краснодара требования удовлетворил частично, изменив фамилии детей и имя сыну. Краснодарский краевой суд оставил это решение без изменения.

Позиция ВС

Семейный кодекс защищает детей от злоупотреблений со стороны родителей (пункт 2 статьи 56 СК РФ), напоминает ВС РФ. Он указывает, что российское законодательство предусматривает возможность изменить имя или фамилию несовершеннолетнего ребёнка, но в соответствии с пунктом 1 статьи 59 СК РФ, это делается по совместной просьбе родителей.

Если родители проживают раздельно, то орган опеки и попечительства разрешает вопрос о смене персональных данных в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя, уточняет ВС.

Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его местонахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка (пункт 2 статьи 58 СК РФ).

ВС поясняет, что по смыслу данных норм права, изменение фамилии ребенку на основании заявления одного из родителей без учета мнения другого, возможно лишь в предусмотренных законом случаях:

– при невозможности установления места нахождения родителя, что подтверждается справкой из органов внутренних дел о розыске гражданина, – при лишении его родительских прав – на основании решения суда, – при признании его недееспособным – на основании  решения  суда,

– в случаях уклонения  родителя без уважительных причин  от  воспитания  и содержания ребенка, что может быть подтверждено заявлениями о розыске алиментоплательщика, документами органов внутренних дел о возбуждении уголовного дела о злостном уклонении от уплаты алиментов, приговором суда по такому делу и другими доказательствами.

«Таким образом, учет мнения второго родителя обязателен, а для преодоления его возражения об изменении фамилии и имени несовершеннолетнего ребенка, необходимо привести такие аргументы, которые будут свидетельствовать о необходимости совершения указанных действий в интересах детей, которым в силу пункта 1 статьи 3 Конвенции о правах ребенка уделяется первоочередное внимание», – отмечает ВС.

Не верить на слово

ВС считает, что краснодарские суды однобоко отнеслись к делу, безусловно поверив утверждениям матери и поддержав ее позицию.

Между тем, как видно из материалов дела, отец, вопреки словам истицы, несет бремя содержания своих детей, ежемесячно производит оплату алиментов, а также компенсирует дополнительные расходы на лечение, отдых и обучение детей. Место жительство ответчика известно, родительских прав он не лишен, недееспособным не признан.

Кроме того, после фактического прекращения семейных отношений отец продолжал интересоваться детьми, их здоровьем, оказывал материальную помощь, что следует из решения мирового судьи, в котором имеется ссылка на преюдициальное решение районного суда, подтверждающее этот факт.

Более того, суды не учли, что саму мать привлекали к административной ответственности за неисполнение решения суда по порядку общения несовершеннолетних детей с отцом.

Кроме того, в Управление по вопросам семьи и детства администрации поступал сигнал от главврача о том, что истица агрессивно вела себя в больнице как в отношении бывшего супруга, так и отношении врачей, своим поведением напугала детей и довела их до слез. По мнению врачей и психологов учреждения, где дети проходят реабилитацию, подобные условия проживания детей отрицательно сказываются на результатах их лечения и вызывают опасения в соблюдении матерью интересов детей, а не своих личных.

Между тем суды все эти факты не учли, а поверили лишь словам заявительницы, что перемена фамилии и отчества детей поможет им справиться с психологическим кризисом. Хотя ответчик указывал, что намерение изменить персональные данные детей вызвано личностным отношением заявительницы к бывшему супругу, ее желание связано с конфликтными отношениями между ними.

Что касается положенной в основу решения экспертизы, то в ней не содержится ответ на вопрос о целесообразности изменять фамилию детей.

При этом в заключении указано, что сын и дочь участников спора в силу возрастных особенностей не могут выработать какое-либо отношение к смене фамилии, отчества, имени, поэтому полностью перенимают позицию матери, полагаясь на ее мнение.

Дети не способны осознанно сделать выбор в пользу смены фамилии, имени, отчества и тем более прогнозировать последствия этого выбора, указали эксперты.

При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что удовлетворение исковых требований матери направлено на обеспечение интересов несовершеннолетних детей, является преждевременным и сделан без учета всех юридически значимых обстоятельств по делу, считает ВС.

Он находит, что допущенные судом первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, в связи с чем отменил их решения и направил вопрос о смене фамилии детей на новое рассмотрение.

Алиса Фокс

Источник: http://rapsinews.ru/judicial_analyst/20191212/305199315.html

Выдача разрешения органа опеки и попечительства на изменение имени и фамилии ребенка

Согласие ребенка на изменение имени

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) органами местного самоуправления, должностными лицами, муниципальными служащими органов местного самоуправления, в ходе предоставления государственной услуги.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме у заявителя документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • требование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ органа местного самоуправления, муниципального служащего органа местного самоуправления, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в орган местного самоуправления. Жалобы на решения, принятые должностным лицом органа местного самоуправления, подаются в Правительство Санкт‑Петербурга.

Жалоба может быть направлена по почте, через МФЦ, с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта органа местного самоуправления, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя.

Жалоба должна содержать:

  • наименование органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления либо муниципального служащего органа местного самоуправления, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления либо муниципального служащего органа местного самоуправления;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления, либо муниципального служащего органа местного самоуправления. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии) либо их копии, подтверждающие доводы заявителя.

Жалоба, поступившая в органы местного самоуправления, подлежит рассмотрению в следующие сроки:

  • в течение пятнадцати рабочих дней со дня регистрации жалобы;
  • в течение пяти рабочих дней со дня регистрации жалобы в случае обжалования отказа органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений;
  • в иные сроки в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

По результатам рассмотрения жалобы орган местного самоуправления принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом местного самоуправления опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

При рассмотрении жалобы органом местного самоуправления гражданин имеет право:

  • знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения жалобы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
  • получать письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
  • обжаловать принятое решение или действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
  • обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения жалобы.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения обращения (жалобы).

Органы местного самоуправления, его должностные лица, муниципальные служащие органа местного самоуправления обязаны предоставить заявителю возможность ознакомления с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения (жалобы), если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Исполнительные органы государственной власти Санкт‑Петербурга и должностные лица, которым может быть адресована жалоба (претензия) заявителя в досудебном (внесудебном) порядке

В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия органа местного самоуправления, предоставляющего государственную услугу, жалоба (претензия) может быть направлена в адрес Комитета по социальной политике Санкт‑Петербурга:

190000, г. Санкт‑Петербург, пер. Антоненко, д. 6;

телефон (812) 576‑24‑61, факс (812) 576‑24‑60;

e‑mail: ksp@gov.spb.ru.

Вице‑губернатор Санкт‑Петербурга, курирующий соответствующую отрасль:

191060, г. Санкт‑Петербург, Смольный;

телефон (812) 576‑44‑80, факс (812) 576‑7955.

В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия сотрудника подразделения МФЦ, жалоба (претензия) направляется в адрес Администрации Губернатора Санкт‑Петербурга:

191060, Смольный, Администрация Губернатора Санкт‑Петербурга;

e‑mail: ukog@gov.spb.ru;

телефон (812) 576‑70‑42.

Источник: https://gu.spb.ru/187865/traditional/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.