Согласие органов опеки

Практики

Согласие органов опеки

Ситуация, когда несовершеннолетний ребенок является собственником земельного участка, дома, квартиры или имеет долю в праве собственности на них, на сегодняшний день встречается часто.

При этом собственник, не обладая в силу своего возраста полной дееспособностью, не может наравне с дееспособными взрослыми людьми осуществлять свои права и защищать свои интересы. Обязанность защиты интересов несовершеннолетних возложена на их законных представителей — родителей, усыновителей, опекунов и попечителей.

Но последние не всегда с этими обязанностями справляются. Невозможность материального обеспечения детей толкает родителей на совершение сделок с имуществом, прежде всего, с квартирами, с причинением существенного ущерба своим детям.

Поэтому законодательство уделяет данному вопросу особое внимание, что обязывает регистрирующие органы, а также самих участников сделок проявлять повышенную осмотрительность к сделкам с участием несовершеннолетних.

Итак, гражданское законодательство выделяет по возрасту три группы несовершеннолетних: малолетние — в возрасте до 6 лет, они являются полностью недееспособными; малолетние в возрасте от 6 до 14 лет — обладают неполной дееспособностью; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет — также наделены неполной дееспособностью, но она шире по объему прав и обязанностей.

В соответствии со ст. 28 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) сделки по распоряжению недвижимым имуществом несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.

Например, ребенок в возрасте 12 лет сам не вправе совершать даже безвозмездные сделки с недвижимостью, в частности, принять в наследство по закону, завещанию или в дар жилой дом, поскольку принятие в собственность такого наследства или дара требует государственной регистрации.

Такого рода сделка в интересах малолетнего может быть совершена только через его законных представителей — родителей, усыновителей, опекуна.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 лет совершают сделки по распоряжению квартирой, дачей, земельным участком, другой недвижимостью, находящейся в их собственности, только с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя.

Раньше закон не определял, в какой форме должно быть выражено согласие законных представителей на совершение сделки несовершеннолетним. Гражданский кодекс РФ восполнил этот пробел, установив, что такое согласие должно быть выражено в письменной форме. Несоблюдение этого правила является основанием признания сделки, совершенной несовершеннолетним, недействительной.

Но она может быть признана действительной, если после ее свершения последует письменное одобрение законных представителей несовершеннолетнего.

Статья 37 ГК РФ предусматривает, что опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать любые сделки по отчуждению, влекущие уменьшение имущества подопечного.

Этой же статьей определено, что и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, при этом следует иметь в виду, что Семейный кодекс РФ (пункт 4 статьи 60) распространяет на родителей правила, установленные статьей 37 ГК РФ, при осуществлении ими правомочий по управлению имуществом ребёнка. Следовательно, при отчуждении недвижимого имущества, собственником (сособственником) которого является несовершеннолетний, необходимо получить согласие органов опеки и попечительства (пункт 4 статьи 292 ГК РФ). В соответствии со статьей 84 ГК РФ орган опеки и попечительства осуществляет надзор за деятельностью опекунов и попечителей по месту жительства подопечных. Подтверждением проживания ребенка по конкретному адресу является его регистрация по месту жительства. Таким образом, разрешение (согласие) на оформление сделки с недвижимостью должно выдаваться по месту регистрации несовершеннолетнего. Если отчуждается жилое помещение, принадлежащее несовершеннолетнему собственнику (сособственнику), проживающему за пределами Российской Федерации, то разрешение на отчуждение имущества дают органы опеки и попечительства по месту нахождения имущества несовершеннолетнего. В случае, если ребенок (опекаемый) живет с законным представителем (опекуном) не по месту регистрации, то при наличии документов, подтверждающих данный факт (справка из детского дошкольного учреждения, школы, детской поликлиники), орган опеки и попечительства вправе принять к рассмотрению документы по отчуждению недвижимости по месту фактического проживания ребенка, указав при этом на данные обстоятельства и согласовав решение данного вопроса с органом опеки и попечительства по месту регистрации ребёнка. В соответствии с действующим законодательством выдача разрешения или согласия на отчуждение имущества несовершеннолетних производится муниципальными образованиями в форме распоряжения, подписанного главой муниципального образования. Основанием для издания распоряжения являются заявления заинтересованных граждан и представителей юридических лиц, а также запросы нотариусов. Текст распоряжения оформляется муниципальными образованиями с учетом требований, предъявляемых при подготовке организационно-распорядительной документации. При оформлении разрешения на совершение сделки с участием несовершеннолетних в распоряжениях нередко содержится требование об одновременном приобретении жилого помещения для несовершеннолетнего, что значительно затрудняет его реализацию или делает вообще невыполнимым. В том случае, если органом опеки и попечительства разрешена продажа принадлежащего несовершеннолетнему жилого помещения (доли в праве собственности) только при условии приобретения в собственность несовершеннолетнего другого жилого помещения (доли в праве собственности), данное условие должно быть указано непосредственно в тексте договора купли-продажи. Отсутствие данного условия в правоустанавливающем документе будет являться основанием к отказу в государственной регистрации в соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 20 Федерального Закона от 21.07.1997 № 122‑ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации). При отчуждении доли в праве собственности на квартиру одним из сособственников, как известно, требуется соблюдение статьи 150 ГК РФ. При этом если сособственником в такой сделке является несовершеннолетний, то отказ от преимущественного права покупки им либо его законным представителем не может быть осуществлен без разрешения органов опеки и попечительства. В случае необходимости разделения долей между членами семьи — родителями и несовершеннолетними детьми, владеющими жилым помещением на праве совместной собственности, — органы опеки и попечительства для участия в сделке в интересах несовершеннолетних выдают доверенности третьему лицу (пункт 3 статьи 182 ГК РФ). С учетом требований пункта 2 статьи 185 ГК РФ нотариальное удостоверение соглашений об определении долей в праве общей долевой собственности предполагает и нотариальное оформление доверенностей на представительство в таких соглашениях.

В практике оформления сделок с недвижимостью с участием несовершеннолетних иногда возникают ситуации, когда разрешение или согласие органа опеки и попечительства не получено, а сама сделка совершена.

Пунктом 2 статьи 183 ГК РФ предусмотрена возможность последующего одобрения сделки, которая позволяет создать, изменить или прекратить гражданские права и обязанности по данной сделке с момента её совершения.

Поэтому будет правомерным наличие такого одобрения сделки органами опеки и попечительства муниципальных образований, которое оформляется в форме распоряжения. Следует иметь в виду, что статья 37 ГК РФ применяется к любому виду имущества несовершеннолетних, в том числе и к денежным средствам.

Ребенок может получить по наследству, а также в порядке дарения денежные средства и, таким образом, может быть способным оплатить расходы, связанные с приобретением недвижимости на своё имя.

Поэтому в этих случаях в договорах не всегда необходима формулировка о том, что недвижимость для ребенка приобретается на средства законных представителей или других лиц.

Если жилое помещение приобретено за счет средств несовершеннолетнего и таким образом уменьшаются его денежные средства как вид имущества, то в данном случае необходимо иметь разрешение на сделку с недвижимостью или согласие на ее совершение со стороны органов опеки и попечительства, которые оформляются в форме распоряжения.

Это распространяется на случай, когда разрешена продажа недвижимости ребенка или его доли в праве общей долевой собственности при условии приобретения жилья на средства, полученные от этой продажи. Однако если в тексте возмездных договоров, направленных на приобретение недвижимого имущества несовершеннолетними либо от их имени, указывается, что недвижимое имущество приобретается за счет денежных средств законных представителей или иных лиц, а не за счет несовершеннолетних, то ссылка на разрешение органов опеки и попечительства при совершении таких сделок не требуется. Важным требованием указанной статьи ГК РФ является правило: порядок управления имуществом ребенка для родителей, опекунов и попечителей определяется только законом.

В целях пресечения злоупотреблений со стороны законных представителей имущественных интересов закон запрещает опекунам совершать сделки от имени подопечных, а попечители не вправе давать разрешение на совершение сделок с жильем подопечного ребенка между ним и своим супругом и другими близкими родственниками (родителями, внуками, дедом, бабушкой, родными сестрами и братьями). В Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» указаны особенности распоряжения имуществом детей. Законодатель определил, что имущество несовершеннолетнего не подлежит отчуждению, за исключением:

• принудительного обращения взыскания по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, в том числе при обращении взыскания на предмет залога;

• отчуждения по договору ренты, если такой договор совершается к выгоде подопечного;

• отчуждения по договору мены, если такой договор совершается к выгоде подопечного;

• отчуждения жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, принадлежащих подопечному, при перемене места жительства подопечного;

• отчуждения недвижимого имущества в исключительных случаях (необходимость оплаты дорогостоящего лечения и другое), если этого требуют интересы подопечного.

Если ребенок не является собственником жилого помещения, то обращаться в орган опеки за разрешением на продажу не надо. Но если в продаваемой квартире проживает несовершеннолетний, находящийся под опекой или попечительством, и продажа жилого помещения скажется на его интересах, отчуждение возможно только с согласия органа опеки.

Источник: https://zem-advokat.ru/practice/item/razresheniya-organa-opeki/

Как получить согласие органов опеки на продажу квартиры?

Согласие органов опеки

Время чтения 5 минутСпросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Получить согласие органов опеки на продажу квартиры необходимо во всех случаях, когда в сделке участвуют несовершеннолетние граждане. Процедура получения такого разрешения может представлять проблему, так как защита интересов ребенка всегда является приоритетной задачей при распоряжении недвижимостью.

Что нужно сделать для получения согласия органов опеки

Если объект недвижимого имущества или доля в нем принадлежат несовершеннолетнему ребенку, распоряжение жильем будут осуществлять его законные представители (родители). Вне зависимости от условий сделки для продажи квартиры будет необходимо получить предварительное разрешение органов опеки.

Указанные органы призваны обеспечивать защиту интересов ребенка при распоряжении его имуществом. С этой целью органы опеки имеют право:

  1. проверять условия совершения сделок по отчуждению квартиры, принадлежащей детям;
  2. контролировать сделки, в результате которых происходит уменьшение имущественных активов ребенка;
  3. выдавать заключение по результатам проверки документов о нецелесообразности продажи имущества либо об условиях, которые должны выполнить родители;
  4. выдавать согласие на продажу жилья.

Основным требованием, которое позволит родителям получить согласие органа опеки на продажу квартиру, является одновременное приобретение в собственность ребенка жилого помещения, схожего по характеристикам, уровню благоустроенности и стоимости.

Именно указанные обстоятельства будут предметом проверки по заявлению родителей-продавцов. Отсутствие разрешительного документа будет являться основанием для признания сделки недействительной по иску органов опеки.

Порядок получения согласия органов опеки

Оформление разрешительного документа и соблюдение условий о защите прав несовершеннолетних граждан происходит в несколько этапов. Первоначальной стадией будет являться уведомление органов опеки о предстоящей продаже квартиры, права на которую имеет ребенок.

Указанное заявление подается в орган опеки по месту постоянного проживания семьи. Помимо указания условий продажи в тексте заявления, необходимо в обязательном порядке представить следующие документы:

  • общегражданские паспорта обоих родителей;
  • документы, удостоверяющие личность ребенка (свидетельство или паспорт);
  • согласие на продажу жилья от самого ребенка, если ему уже исполнилось 14 лет;
  • документы, подтверждающие семейный статус родителей (свидетельство о браке или о разводе);
  • документы по сделке (в отношении продаваемой и приобретаемой квартир).

Скачать заявление в органы опеки на продажу квартиры (образец)

Помощь юриста в подготовке заявления >>

На стадии подачи заявления родители выступают представителями ребенка, не достигшего возраста 14 лет. Если он достиг такого возраста, он имеет право участвовать в совершении сделки наравне с родителями, однако будет действовать только с их согласия.

При обращении с заявлением органы опеки и попечительства обязаны выполнить следующие обязательные мероприятия:

  1. провести проверку представленных документов на предмет соблюдения интересов ребенка;
  2. при необходимости установить фактическое состояние приобретаемого жилья провести выездную проверку и составить акт;
  3. провести личную беседу не только с родителями, но и ребенком в возрасте старше 14 лет, чтобы установить отсутствие фактов нарушения прав.

На стадии проверки представленных документов органами опеки изучаются правоустанавливающая и техническая документация на жилые помещения по сделкам продажи и покупки. В состав документов входят:

  • выписки из ЕГРН или свидетельства о праве;
  • кадастровые паспорта на жилые помещения и иная техническая документация;
  • инвентаризационные справки из органов БТИ, в том числе о стоимости объектов;
  • техническая документация на жилой дом;
  • справки об отсутствии долгов по услугам ЖКХ;
  • поквартирные карточки или выписки из домой книги.

При проверке указанных документов будет проверяться не только соответствие характеристик обоих квартир, но и благоустройство приобретаемого жилого помещения. Это необходимо, чтобы не допустить замену одной неблагоустроенной квартиры на аналогичный по характеристикам объект.

Оформление согласия на продажу квартиры

Если органами опеки будет установлена равноценность продаваемой и приобретаемой квартир, будет оформляться разрешительная документация. Предварительное согласие органа опеки будет направлено главе муниципального образования, который должен вынести постановление о разрешении сделки с имуществом ребенка. В данном постановлении указывается:

  • согласие на продажу квартиры на условиях, изложенных в договорах;
  • перечень требований, которые должны выполнить родители в установленный срок (например, не позднее месяца после выдачи согласия на продажу оформить право собственности ребенка);
  • открытие банковского счета на имя ребенка для перечисления денежных средств от продажи квартиры (допускается в исключительных случаях);
  • обязанность родителей уведомить органы опеки о проведенной сделке и оформлении права собственности на детей.

Данное постановление будет являться законным основанием для продажи квартиры, родители обязаны его предъявить в органах Росреестра при проведении регистрационных действий.

После продажи квартиры и приобретения на имя ребенка нового жилого помещения необходимо уведомить о данном факте орган опеки, выдавший согласие. Для этого должны быть представлены правоустанавливающие документы на объект недвижимости, в которых ребенок будет указан в качестве собственника помещения.

Неисполнение указанной обязанности может повлечь ответственность в виде обращения органа опеки в суд с иском о признании сделки недействительной, либо о понуждении родителей к регистрации права собственности на ребенка.

На стадии судебного рассмотрения дела в суде у родителей есть право устранить допущенное нарушение и выполнить условия согласия на продажу квартиры, т.е. зарегистрировать право собственности несовершеннолетнего ребенка.

Источник: https://law03.ru/finance/article/soglasie-organov-opeki-na-prodazhu-kvartiry

Выдача предварительного разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделок с имуществом подопечного

Согласие органов опеки

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) органами местного самоуправления, должностными лицами, муниципальными служащими органов местного самоуправления, в ходе предоставления государственной услуги.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме у заявителя документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • требование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ органа местного самоуправления, муниципального служащего органа местного самоуправления, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в орган местного самоуправления. Жалобы на решения, принятые должностным лицом органа местного самоуправления, подаются в Правительство Санкт‑Петербурга.

Жалоба может быть направлена по почте, через МФЦ, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта органа местного самоуправления, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя.

Жалоба должна содержать:

  • наименование органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления либо муниципального служащего органа местного самоуправления, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления либо муниципального служащего органа местного самоуправления;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления, либо муниципального служащего органа местного самоуправления. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии) либо их копии, подтверждающие доводы заявителя.

Жалоба, поступившая в органы местного самоуправления, подлежит рассмотрению в следующие сроки:

  • в течение пятнадцати рабочих дней со дня регистрации жалобы;
  • в течение пяти рабочих дней со дня регистрации жалобы в случае обжалования отказа органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений;
  • в иные сроки в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

По результатам рассмотрения жалобы орган местного самоуправления принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом местного самоуправления опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

При рассмотрении жалобы органом местного самоуправления гражданин имеет право:

  • знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения жалобы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
  • получать письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
  • обжаловать принятое решение или действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
  • обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения жалобы.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения обращения (жалобы).

Органы местного самоуправления, его должностные лица, муниципальные служащие органа местного самоуправления обязаны предоставить заявителю возможность ознакомления с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения (жалобы), если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Исполнительные органы государственной власти Санкт‑Петербурга и должностные лица, которым может быть адресована жалоба (претензия) заявителя в досудебном (внесудебном) порядке

В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия органа местного самоуправления, предоставляющего государственную услугу, жалоба (претензия) может быть направлена в адрес Комитета по социальной политике Санкт‑Петербурга:

190000, г. Санкт‑Петербург, пер. Антоненко, д. 6;

телефон (812) 576‑24‑61, факс (812) 576‑24‑60;

e‑mail: ksp@gov.spb.ru.

Вице‑губернатор Санкт‑Петербурга, курирующий соответствующую отрасль:

191060, г. Санкт‑Петербург, Смольный;

телефон (812) 576‑44‑80, факс (812) 576‑7955.

В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия сотрудника подразделения МФЦ, жалоба (претензия) направляется в адрес Администрации Губернатора Санкт‑Петербурга:

191060, Смольный, Администрация Губернатора Санкт‑Петербурга;

e‑mail: ukog@gov.spb.ru;

телефон (812) 576‑70‑42.

Источник: https://gu.spb.ru/188701/mfcservice/

Требуемые документы:

1. Для получения предварительного разрешения на распоряжение имуществом подопечных заявителем представляются:

а) заявление (оригинал, бессрочно);

б) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (оригинал, бессрочно).

2. При обращении за предварительным разрешением на распоряжение доходами подопечного заявителем к документам, указанным в пункте 1, представляются:

а) выписка из лицевого счета о наличии денежных средств, находящихся в кредитной организации (оригинал, бессрочно);

б) документ, указывающий на источник перечисления денежных средств (оригинал, бессрочно);

в) документы, подтверждающие необходимость расходования доходов подопечного: медицинские документы, подтверждающие необходимость лечения, приобретения медикаментов, медицинских изделий, требующихся для сохранения жизни и здоровья подопечного, рекомендации к выезду на лечение, проекты договоров об оказании услуг подопечному (оригинал, 3 месяца).

3. При обращении за предварительным разрешением на совершение сделок по отчуждению жилого помещения по договору купли-продажи или мены заявителем с документами, указанными в пункте 1, представляются:

а) документ об оценке рыночной стоимости объекта недвижимого имущества на продаваемое жилое помещение (оригинал, 6 месяцев);

б) документ об оценке рыночной стоимости объекта недвижимого имущества на приобретаемое жилое помещение (оригинал, 6 месяцев);

в) согласие на обработку персональных данных собственника объекта недвижимого имущества, приобретаемого для подопечного или его законного представителя, а также полномочие заявителя действовать от имени указанных лиц при передаче персональных данных в территориальное подразделение Министерства (оригинал, бессрочно);

г) правоустанавливающие документы на приобретаемое для подопечного жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (оригинал, бессрочно);

д) для совершеннолетнего ограниченно дееспособного гражданина согласие подопечного проживать в приобретаемом жилом помещении.

4.

При обращении за предварительным разрешением на совершение сделок по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего подопечному, по договору ренты либо в связи с принудительным обращением взыскания по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, в том числе при обращении взыскания на предмет залога, заявителем с документами, указанным в пункте 1, представляются имеющиеся в наличии документы, подтверждающие необходимость совершения сделки по отчуждению недвижимого имущества в интересах подопечного: проект договора ренты, судебное решение об обращении взыскания на имущество по обязательствам подопечного, исполнительный лист об обращении взыскания на имущество по обязательствам подопечного (оригинал, 3 месяца).

5.

При обращении за предварительным разрешением на совершение сделок по отчуждению иного имущества, принадлежащего подопечному, либо сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей и на  совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, заявителем с документами, указанным в пункте 1, представляются:

а) документ об оценке рыночной стоимости отчуждаемого имущества (оригинал, 6 месяцев);

б) документ об оценке рыночной стоимости приобретаемого имущества (оригинал, 6 месяцев);

в) согласие на обработку персональных данных собственника имущества, приобретаемого для подопечного или его законного представителя, а также полномочие заявителя действовать от имени указанных лиц при передаче персональных данных в территориальное подразделение Министерства (оригинал, бессрочно);

г) правоустанавливающие документы на приобретаемое для подопечного имущество (оригинал, бессрочно);

д) документы, подтверждающие необходимость совершения сделки с имуществом: медицинские документы, подтверждающие необходимость лечения, приобретения медикаментов, медицинских изделий, требующихся для сохранения жизни и здоровья подопечного, рекомендации к выезду на лечение либо проекты договоров об оказании услуг подопечному (оригинал, 3 месяца).

6.

При обращении за предварительным разрешением на совершение сделок по отчуждению недвижимого имущества в исключительных случаях (необходимость оплаты дорогостоящего лечения и другое), если этого требуют интересы подопечного, заявителем с документами, указанным в пункте 1, представляются имеющиеся документы, подтверждающие исключительный случай (заключение врача, врача-психиатра о необходимости дорогостоящего лечения, приобретения дорогостоящих медикаментов, медицинских изделий, требующихся для сохранения жизни и здоровья подопечного) (оригинал, 3 месяца).

 Документы, которые заявитель вправе предоставить по собственной инициативе:

Свидетельство о праве собственности на приобретаемое жилое помещение (копия с предъявлением подлинника для сверки)

Результат:

– выдача разрешения органа опеки и попечительства, затрагивающего осуществление имущественных прав совершеннолетнего подопечного;

– отказ в выдаче разрешения органа опеки и попечительства, затрагивающего осуществление имущественных прав совершеннолетнего подопечного.

Результат предоставления Услуги оформляется на бумажном носителе в форме акта территориального подразделения Министерства в соответствии с требованиями действующего законодательства

Срок получения:      

15 календарных дней

Порядок действия / Условия подачи документов

Специалист МФЦ:

  1. Осуществляет прием документов с заверением копий в установленном законодательством порядке.
  2. Регистрирует заявителя в базе АИС МФЦ, в соответствии с Порядком, регламентированным Приложением № 3 к Соглашению
  3. Передает комплект документов в ТСП Министерства.
  4. При получении результата предоставления гос. услуги осуществляет его выдачу заявителю.

Источник: http://www.bmfc.ru/-vydaca-predvaritelnogo-razresenia-organa-opeki-i-popecitelstva,-zatragivausego-osusestvlenie-imusestvennyh-prav-soversennoletnego-podopecno/

Роль органов опеки и попечительства в сделках с недвижимостью

Согласие органов опеки

Прием онлайн-заявок: КРУГЛОСУТОЧНО

страница → Статьи → Роль органов опеки и попечительства в сделках с недвижимостью

С 1 января вступили в силу изменения федерального законодательства, в соответствии с которыми введено обязательное нотариальное удостоверение сделок:

  • по продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу;
  • связанных с распоряжением недвижимым имуществом на условиях доверительного управления или опеки;
  • по продаже недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным.

По закону юные граждане до 18 лет могут владеть недвижимым имуществом, но, в отличие от взрослых членов общества, не вправе самостоятельно им распоряжаться. Согласно Семейному и Гражданскому кодексам РФ операции с собственностью несовершеннолетних находятся под контролем государства в лице органов опеки и попечительства. В связи с этим хотелось бы порассуждать о роли и полномочиях данной структуры исполнительной власти.

Органы опеки на страже детских интересов

На территории Российской Федерации несовершеннолетним считается лицо, не достигшее возраста полной дееспособности — 18 лет. Малолетние граждане (до 14 лет) полностью лишены возможности совершать юридические действия без ведома и согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей, опекунов и попечителей.

С момента получения паспорта в 14 лет ситуация несколько меняется: подростки уже могут сами принимать решение по отдельным вопросам, затрагивающим их интересы, и подписывать документы. Но только с письменного согласия взрослых, которые все еще несут за них ответственность.

Возникает вопрос: если есть законные представители, обязанные заботиться о ребенке, и в том числе о его имуществе, для чего нужны органы опеки и попечительства? Основная функция данной государственной структуры — надзор за соблюдением прав и интересов несовершеннолетних — во всех сферах. К сожалению, не каждый родитель достаточно серьезно относится к своим обязанностям.

В практике Уполномоченного немало случаев, когда семьи (намеренно или случайно) вступают в сделки, которые могут не только ухудшить жилищно-бытовые условия ребенка, но вовсе лишить его крыши над головой.

В свою очередь, ООП призваны подстраховать от подобных ситуаций: проконтролировать, чтобы в результате операций с недвижимостью, принадлежащей юному гражданину, доля ребенка не уменьшилась, а условия проживания не ухудшились. То есть осуществляют защиту имущественных прав несовершеннолетних в сделках с недвижимостью.

Пример из практики. Братьям Орловым после гибели родителей досталась трехкомнатная квартира в Московском районе Санкт-Петербурга. Детей взяла под опеку знакомая семьи Татьяна Ивановна, которая буквально через год отправила мальчишек в кадетский корпус, а сама, не уведомив социальные службы, сдала квартиру в аренду. Однако этим дело не ограничилось. Женщина попыталась организовать размен сиротского жилья: вместо трешки в сталинском доме приобрести несовершеннолетним опекаемым две квартиры-студии в новостройках Ленинградской области. Не добившись одобрения органов опеки и попечительства, Татьяна Ивановна решила действовать в обход — обратилась к Уполномоченному по правам ребенка с просьбой «пресечь нарушение детских прав» и добиться от местной администрации необходимого согласия «в интересах несовершеннолетних сирот». Правозащитник оперативно связалась со специалистами округа, побеседовала с братьями Орловыми и, убедившись, что намерения опекуна вовсе не чисты, привлекла к урегулированию ситуации правоохранительные органы.

Таким образом, действия мошеннического характера удалось предотвратить. Впоследствии опекун была освобождена от обязанностей по воспитанию детей.

Когда требуется разрешение органов опеки?

Предварительно оговоримся: если ребенок лишь зарегистрирован в квартире и не является собственником жилья, никаких разрешений от органов опеки не требуется. В ином случае на совершение сделок с недвижимостью необходимо получить письменное согласие в местной администрации.

В частности, когда речь идет о таких операциях, как:

  • купля-продажа;
  • дарение недвижимого и иного имущества, собственником которого является несовершеннолетний;
  • залог недвижимого и иного имущества, собственником которого является несовершеннолетний;
  • обмен недвижимого и иного имущества несовершеннолетнего;
  • раздел недвижимого и иного имущества несовершеннолетнего;
  • выдел доли из недвижимого и иного имущества несовершеннолетнего;
  • другие сделки, влекущие за собой изменение (уменьшение) недвижимого и иного имущества несовершеннолетнего;
  • оформление сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав;
  • отказ от наследственного имущества, если вступление в наследство противоречит интересам несовершеннолетнего;
  • любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Также следует отметить, что опекаемые дети находятся на особом контроле ООП, поэтому все сделки, производящиеся с их движимым и недвижимым имуществом, нуждаются в одобрении местной администрации.
Можно ли обойтись без согласований с ООП? Нет, нельзя. Нарушение порядка обращения в данные органы влечет за собой срыв сделки либо признание ее недействительной, поскольку ООП вправе наложить запрет на регистрационные действия с имуществом несовершеннолетнего.

Какие документы нужны для получения разрешения?

Для получения разрешения на сделку с недвижимостью требуется подготовить определенный пакет документов. Четкого перечня нет ни в одном нормативном акте, поэтому на разных территориях требования могут отличаться. Но, как правило, незначительно.

Помимо документов, удостоверяющих личность, могут потребоваться правоустанавливающие документы на продаваемую и приобретаемую недвижимость: технический паспорт; кадастровый паспорт помещения либо здания (если приобретается индивидуальное жилое строение); выписка из Единого государственного реестра прав об отсутствии арестов и запрещений на приобретаемое имущество. В случае если ребенок является собственником доли в продаваемой квартире, но не прописан в ней, необходимо предоставить выписку из домовой книги с места его регистрации. Также могут запросить справку формы № 9, свидетельство о заключении/расторжении брака и иные значимые, на взгляд специалистов, документы. Для совершения сделки требуется согласие обоих законных представителей, но при подаче заявления-уведомления, как правило, достаточно присутствия кого-то одного. Если же к семье имеются особые вопросы (стояли на учете, попадали в поле зрения субъектов профилактики и т.д.), сотрудники местной администрации могут потребовать присутствия всей семьи. В Гражданском и Семейном кодексах РФ на этот счет ничего не сказано, но спорить не стоит: препирательства в данном случае только затянут решение вопроса.

В итоге сформированный пакет документов принимается местной администрацией, рассматривается в течение 30 дней, после чего издается распоряжение, содержащее в себе четкие указания, при каких условиях может быть совершена сделка.

Критерии оценки

Прежде чем одобрить операцию с недвижимостью, специалисты ООП должны понять, совершается ли этот шаг осознанно и в интересах ребенка.

Стоит отметить, что четких критериев оценки не существует — вынесенное решение является преимущественно субъективным и учитывает целый ряд факторов:

  • площадь приобретаемого объекта;
  • техническое состояние объекта;
  • расположение объекта;
  • развитость инфраструктуры на прилегающей территории;
  • социальные условия и т. д.

В сделке может быть отказано, если она приведет к сужению объема существующих имущественных прав ребенка или к нарушению его охраняемых законом интересов. Говоря простым языком, доля собственности несовершеннолетнего не должна уменьшиться, а жилищные условия ухудшиться.

К примеру, если ребенка из небольшой, но отдельной квартиры родители решат перевезти в просторную комнату общежития, вероятнее всего, они получат отказ. При этом обмен ветхого строения на новое, качественное жилье, даже уступающего по параметрам, может быть воспринят положительно. Отдельный вопрос — приобретение строящегося жилья.

Долевое строительство всегда сопровождается большим риском для покупателя. Поэтому, как показывает практика, органы опеки не одобряют сделку в том случае, если готовность объекта составляет менее 70%, а в договорах долевого участия не фигурирует имя несовершеннолетнего. Любое решение ООП можно попытаться оспорить в установленном судебном порядке.

Для этого необходимо получить письменное уведомление об отказе в местной администрации и обратиться с заявлением в суд. Но, как показывает практика, действия ООП редко выходят за пределы существующих норм и установленных законом приоритетов. Пример из практики. Воронцовы решили переехать из квартиры в частный загородный дом.

Родители нашли покупателей на свою жилплощадь, подыскали подходящее домовладение для встречной покупки, но получили в местной администрации отказ. Обращение в суд плодов не принесло: действия органов опеки и попечительства признали законными.

Тогда семья подготовила апелляцию и обратилась к Уполномоченному с просьбой отстоять законные интересы несовершеннолетних, являющихся собственниками продаваемого жилья. Однако, как выяснилось из материалов дела, специалисты опеки действовали исключительно в рамках закона. Выбранная Воронцовыми постройка располагалась на территории садоводческого некоммерческого товарищества.

Стоящий на участке дом значился в документах как объект нежилого имущества, и переезд туда, по сути, лишал детей официальной регистрации. Родителям было рекомендовано подыскать другой вариант встречной покупки. Как только объект был найден, органы опеки дали официальное согласие на проведение сделки.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что сделки с недвижимостью, принадлежащей несовершеннолетним, являются достаточно сложными — причем на всех этапах.

На законных представителей обрушивается вал сложностей: поиск подходящих вариантов (ведь не все будут одобрены), сбор пакета дополнительных документов, длительные согласования, не говоря про вполне вероятный страх срыва операции по причине отказа. И все же следует понимать: все меры предосторожности, принимаемые государством, существуют исключительно для того, чтобы защитить юных граждан от ущемления прав и неразумных рисков. Субъективность и человеческий фактор играют не последнюю роль в деятельности органов опеки и попечительства. Поэтому добросовестные родители всегда могут попытаться донести до специалистов свою позицию путем разумных переговоров. Если же должностные лица не идут на контакт и, вопреки закону, игнорируют детские интересы, следует пожаловаться в прокуратуру или обратиться за поддержкой к Уполномоченному по правам ребенка.
Светлана Агапитова
Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге

Источник: https://advokatvspb.ru/stat/rol-organov-opeki-i-popechitelstva-v-sdelkah-s-nedvizhimostyu

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.