Со скольки лет ребенка

Содержание

Несовершеннолетние дети: до какого возраста считаются таковыми, когда возможна эмансипация?

Со скольки лет ребенка

Понятия «совершеннолетие» и «дееспособность» нередко используются в обиходе, их можно услышать в СМИ, прочитать в глобальной сети. Кажется, что они очень просты и понятны, но на самом деле в вопросах установления совершеннолетия и полной дееспособности есть свои тонкости и нюансы, с которыми полезно ознакомиться не только взрослому, но и подростку.

Когда ребенок становится совершеннолетним? Есть ли у детей возможность получить полную дееспособность раньше законодательно установленного срока? Что значит «стать эмансипированным»? Со скольки лет можно претендовать на статус полностью дееспособного? Какие последствия для детей с точки зрения права влечет за собой эмансипация? Разберемся вместе.

Что такое совершеннолетие?

Под совершеннолетием подразумевается достижение человеком возраста, в котором он получает полную гражданскую дееспособность, а также выполнение комплекса обязанностей перед страной, гражданином которой является. Совершеннолетие в разных странах может значительно отличаться, при этом некоторые государства устанавливают разную возрастную планку для мужчин и женщин.

В соответствии с нормами международного права, человек становится совершеннолетним по достижении 18 лет. Во многих государствах именно этот возраст является моментом достижения полной дееспособности, но не во всех. К примеру, граждане Аргентины, Египта, Индонезии, ОАЭ являются несовершеннолетними до 21 года, а у японцев совершеннолетие наступает в 20 лет.

Возраст совершеннолетия в России

Во сколько лет дети в России становятся совершеннолетними? В общем случае гражданин в возрасте 18 лет признается достигшим совершеннолетия. До скольки лет ребенок считается малолетним? В РФ такой статус сохраняется до 14-летнего возраста. Когда дети получают паспорт, они переходят из категории малолетних в категорию несовершеннолетних.

Эмансипация несовершеннолетнего

Отдельно стоит остановиться на возможности признания несовершеннолетнего ребенка полностью дееспособным. Речь идет об институте эмансипации.

Досрочно получить дееспособность вправе дети, являющиеся гражданами России, достигшие 16-летнего возраста. Существует строго оговоренный перечень оснований для объявления детей эмансипированными.

Основаниями для досрочного объявления лица полностью дееспособным являются:

  • заключение брачного союза в органах ЗАГСа;
  • занятие предпринимательством (в случае, если юный предприниматель организовал свою деятельность с согласия своих родителей или законных представителей, которые их заменяли);
  • официальное трудоустройство (с несовершеннолетним должен быть заключен контракт или индивидуальный трудовой договор).

Однако при определенных условиях допускается государственная регистрация брачного союза между лицами, достигшими 16-тилетнего возраста.

Особые условия, которые могут выступать основаниями для того, чтобы снизить брачный возраст для конкретной пары, субъекты Федерации вправе устанавливать самостоятельно. В большинстве случаев брак регистрируют в раннем возрасте, если невеста беременна или у пары уже есть общий ребенок/дети (обычно в такой ситуации требуется разрешение родителей/опекунов).

Если несовершеннолетние граждане составят письменное заявление о своем желании вступить в официальный брачный союз, это также может считаться уважительной причиной для снижения брачного возраста. При этом согласование с родителями/опекунами не понадобится. С момента регистрации брака муж и жена считаются полностью дееспособными, статус сохраняется даже в случае развода.

Эмансипация возможна только с согласия родителей или лиц, их заменяющих. Если согласие получить не удается, можно обратиться в суд.

В случае вынесения положительного решения, несовершеннолетний ребенок также может получить статус эмансипированного.

Если родители/опекуны согласны, то объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным производится по решению органа опеки. Эмансипация в судебном порядке происходит так:

  • гражданин, достигший 16-летнего возраста, направляет в суд соответствующее ходатайство (к нему потребуется приложить пакет документов, подтверждающих наличие оснований для эмансипации, а также квитанцию об оплате государственной пошлины);
  • уполномоченный орган рассматривает заявление (в рассмотрении принимают участие заявитель, его законные представители, представитель органов опеки, прокурор);
  • суд выносит решение – удовлетворить либо отклонить ходатайство заявителя.

Правовые последствия достижения совершеннолетия и эмансипации

Эмансипированный гражданин приобретает все права и обязанности совершеннолетнего. Что это означает с точки зрения норм права? С этого момента он приобретает полную дееспособность (при соответствующем состоянии психического здоровья), то есть наступает момент, когда он имеет право участвовать практически в любых общественных правоотношениях самостоятельно, например:

  1. заключать официальный брачный союз с лицом другого пола, при отсутствии препятствий к вступлению в брак;
  2. принимать участие в политической жизни страны (например, ать на выборах);
  3. подавать исковые заявления в органы суда, осуществлять защиту своих прав и интересов любыми законодательно предусмотренными способами и так далее.

С момента объявления эмансипации гражданин вправе самостоятельно принимать решения, заключать сделки, пользоваться расширенным перечнем гражданских прав.

Однако он должен помнить, что отвечать по принятым обязательствам будет он сам – с родителей или опекунов эта обязанность автоматически снимается.

Если эмансипированное лицо причинит какой-либо вред, оно также компенсирует его самостоятельно.

Административная и уголовная ответственность в нашей стране, вопреки распространенному мнению, предусмотрена и для граждан, не достигших совершеннолетнего возраста.

Так, лица, совершившие правонарушения в возрасте от 16 лет и старше, могут быть привлечены к ответственности в соответствии со статьями Административного и/или Уголовного Кодекса РФ. Если речь идет о тяжком уголовном преступлении, которое было совершено несовершеннолетним умышленно, то закон допускает привлечение к ответственности детей в возрасте 14 лет.

Источник: https://SemPravorf.ru/deti/nesovershennoletnie.html

До какого возраста дети в России считаются несовершеннолетними

Со скольки лет ребенка

Понятие детства в бытовом смысле достаточно расплывчато и неопределенно. Но существует много ситуаций, когда требуется четко обозначить возрастные рамки.

Покупка льготных билетов, выплата пособий, ответственность несовершеннолетних перед законом, возможность совершать от своего имени сделки и вступать в брак – для всего этого существует конкретный возрастной ценз.

До какого возраста дети считаются детьми по закону, и в каких случаях возрастные нормы могут изменяться.

Общие положения

В то же время внутри этого возрастного периода также существует градация, связанная с постепенным увеличением прав и обязанностей ребенка. Кроме этого, постепенно уменьшаются льготы, которыми родители несовершеннолетнего могут пользоваться. Сюда относятся как привилегии, гарантированные законом:

  • детские пособия,
  • отпуск по уходу за ребенком,
  • право на налоговый вычет и пр.,
  • льготы, предоставляемые разными организациями. Например, крупные скидки или бесплатное посещение развлекательных мероприятий, предоставление услуг гостиницами, транспортными компаниями и т.п.

Права несовершеннолетних

Основные права, дающие людям возможность осуществлять какие-либо действия, закреплены в Гражданском кодексе РФ.

Часть прав ребенку принадлежит с рождения – право на жизнь и свободу, право воспитываться в семье и т.п.

Другие приобретаются по достижении определенного возраста. Сюда прежде всего относится возможность принимать решения о том, где и с кем проживать, право распоряжаться имуществом, заключать сделки и аналогичные вопросы.

С 6-14 лет

Пока ребенку не исполнилось 6 лет, он не может самостоятельно принимать решения относительно собственной судьбы.

Хотя в некоторых случаях его мнение будут спрашивать, например, если решается вопрос об определении его дальнейшего места проживания при усыновлении или разводе родителей, решающим оно не будет.

После того, как малышу исполнилось 6 лет, у него появляются первые законодательно закрепленные права. Согласно ст.28 ГК РФ, он уже может:

  • совершать мелкие бытовые сделки, например, делать покупки или меняться недорогими вещами с друзьями;
  • совершать безвозмездные сделки, например, преподносить недорогие подарки и принимать их;
  • распоряжаться деньгами, которые родители или опекуны выдали на карманные расходы.

При этом имущественную ответственность за совершенные сделки несут законные представители ребенка. Они же отвечают за вред, который будет нанесен по вине ребенка.

После того, как ребенку исполнится 10 лет, его согласие является обязательным при назначении ему законных представителей (опекунов или попечителей), определении места жительства после развода родителей, а также на смену ФИО.

С 14-18 лет

Когда ребенку исполняется 14 лет, он перестает считаться малолетним. В этом же возрасте он получает паспорт, что существенно расширяет его правовые возможности. 14-летние подростки могут:

  • устраиваться на работу (при этом работодатель обязан создать для них условия в соответствии с трудовым законодательством);
  • открывать счета и вклады в банках;
  • самостоятельно распоряжаться своими доходами;
  • совершать сделки от своего имени, но если речь идет про крупную сумму или дорогостоящее имущество потребуется согласие законных представителей или органов опеки;
  • представлять свои интересы в суде в присутствии педагогов или родителей (опекунов).

В этом возрасте дети несут ответственность за совершенные сделки, а также должны самостоятельно возмещать причиненный вред (ст. 1074 ГК РФ).

Родители возмещают ущерб только если у несовершеннолетнего нет доходов или имущества, за счет которого они могут выплатить компенсацию. Однако отвечать они будут только в случае, если будет доказана их вина в причинении вреда.

Например, из-за отсутствия должного воспитания ребенка и поощрения его нежелательных действий.

После 14 лет ребенок может самостоятельно выбирать место проживания. Однако если он по каким-то причинам хочет жить отдельно от родителей, те должны дать на это письменное согласие. При этом рядом с ним должен находиться другой взрослый. Например, бабушка или дедушка, совершеннолетние братья и сестры и т.п. После 16 лет он с согласия родителей может жить один в общежитии учебного заведения.

Досрочное признание дееспособным

В некоторых случаях ребенок может быть признан полностью дееспособным до достижения 18 лет. Для этого он должен:

  1. Вступить в брак. Минимальная граница для бракосочетания – 16 лет, при этом причина должна быть уважительной. В законе нет точной расшифровки этого положения, но на практике часто основанием для бракосочетания лиц моложе 18 лет становится беременность.
  2. Пройти процедуру эмансипации. Если ребенок работает по трудовому договору или стал индивидуальным предпринимателем, то есть фактически обеспечивает себя сам, он может обратиться в орган опеки с просьбой признать его полностью дееспособным. Но это возможно только при согласии законных представителей – родителей или опекунов. Если они своего согласия на эмансипацию не дают, признать несовершеннолетнего дееспособным может только суд.

После того, как человек стал полностью дееспособным, он приобретает все права гражданина РФ: может занимать государственные должности, участвовать в выборах, без ограничений распоряжаться своим имуществом и т.д.

Ответственность несовершеннолетних

Помимо прав все граждане РФ обладают обязанностями и несут ответственность за уклонение от них. Это касается и детей. Но список их обязанностей значительно меньше, чем у взрослых, да и ответственность они несут не всегда.

За малолетних детей ответственность несут их родители. Связано это с тем, что ребенок еще не может в достаточной степени контролировать свои поступки и осознавать их последствия. И нарушение норм поведения трактуется как неправильное воспитание и недостаточный надзор за ребенком со стороны родителей.

Начиная с 14 лет, ребенок начинает нести ответственность за свое ненадлежащее поведение по закону. При этом возраст наступления ответственности отличается в зависимости от вида правонарушения:

Гражданско-правовая ответственностьЧастичная гражданско-правовая ответственность наступает с 14 лет. Например, за совершенные лично сделки или за причиненный ребенком вред. Но полностью отвечать по делам гражданско-правового характера человек начинает только после совершеннолетия
Уголовная ответственностьУголовная ответственность в большинстве случаев наступает с 16 лет. Однако для некоторых преступлений возрастная планка снижена. К ним относятся убийство, изнасилование, похищение, умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью и некоторые другие (ст. 20 УК РФ). Но даже в этом случае к несовершеннолетним применяются особые нормы закона: в случае признания их виновными они попадают в специальные воспитательные колонии, и только по достижении 18 лет, если срок наказания к тому времени не закончится, их переводят в колонии для взрослых
Административная ответственностьАдминистративная ответственность наступает в 16 лет (ст. 2.3 КоАП). При этом закон позволяет освободить лицо младше 18 лет от административной ответственности и заменить наказание альтернативными методами воздействия. Решение об этом принимает Комиссия по делам несовершеннолетних с учетом обстоятельств конкретного дела
Дисциплинарная ответственностьДисциплинарная ответственность наступает с момента, когда ребенок официально устроился на работу. Поэтому теоретически санкции за нарушение трудовой дисциплины можно применять с 14 лет. При этом уволить несовершеннолетнего сотрудника по своей инициативе работодатель может только с согласия органов опеки (ст. 269 ТК РФ). Исключение – если предприятие полностью прекратило деятельность

Таким образом, можно сказать, что с точки зрения соблюдения норм права детство в большинстве случаев заканчивается в 16 лет. Именно в этом возрасте несовершеннолетний может привлекаться к ответственности, в том числе уголовной, за нарушение законодательства.

Источник: https://lawinfo24.ru/family/opeka/do-kakogo-vozrasta-deti-schitayutsya-detmi

С какого возраста принимают в первый класс: во сколько лет лучше отдать ребенка в школу и не навредить ему?

Со скольки лет ребенка

Когда ребенок достигает 6-летнего возраста, у каждого родителя появляются вопросы, связанные с поступлением в школу.

Особенно это касается детей, которым еще не исполняется 7 лет на момент начала нового учебного года. Есть определенные критерии, которые помогут прояснить ситуацию и определить, готов ли ребенок к школе.

В статье подробно разобраны все нюансы, по которым можно решить способен ли ребенок к учебе или стоит подождать.

В каком возрасте отправлять малышей в первый класс?

Подготовка к школе у родителей ребенка начинается задолго до Дня знаний. И заключается она не в покупке школьных принадлежностей, а в определении возраста малыша, во сколько лет его можно отдать в школу. Ответ неоднозначен. Все дети уникальны, и общих правил не существует. Основным фактором является физическое и эмоциональное здоровье ребенка, наличие мотивации.

Когда берут на учебу по закону?

ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 19 Общее образование, п. 2 гласит, что ребенок может пойти в школу «при достижении возраста 6 лет и 6 месяцев, но не позже 8 лет». Если к 1 сентября ребенку будет меньше 6,5 лет, то даже при значительной развитости в школу его не примут. При отступлении от закона к родителям могут применяться санкции контролирующих организаций.

На что ориентируются, когда принимают решение?

Есть несколько критериев, определяющих готовность ребенка к школе:

  1. Умеет читать, писать, считать и вычитать (необязательно), правильно держит карандаш.
  2. Речь четкая, не запинается, знает и выговаривает все буквы.
  3. Помнит анкетные данные (свои и родителей), адреса, телефоны, правила дорожного движения и т.д.
  4. Имеет социальные навыки: здоровается, прощается, умеет извиняться, благодарить и т.п.
  5. Уверен в себе, самостоятелен.
  6. Здоров, жизнерадостен и активен.

Основным критерием является умение высидеть урок до конца и не терять к нему интерес в течение 40 минут. Дети до 7 лет сохраняют внимание лишь на протяжении 15 минут. После этого им необходим перерыв, а в школе это невозможно.

На подготовительных занятиях дошкольников как раз учат восприятию таких временных промежутков и правильному поведению на уроке. Делается это путем постепенного повышения нагрузок. Но среди шестилеток 10 % все же к школе готовы: они с интересом читают, пишут и считают, просятся сами в школу, что свидетельствует об их моральной готовности к посещению школы.

Если идут за знаниями со слабым здоровьем

У часто болеющих детей ослаблен иммунитет. Они страдают простудами более 10–12 раз в год, имеют хронические заболевания типа аденоидов или тонзиллита. В школе такому малышу будет сложно.

Незнакомая обстановка и строгие школьные правила, непривычное школьное питание могут провоцировать у ребенка стресс, что может стать причиной обострений хронических патологий.

Лучше еще год подождать и использовать это время для закаливания и оздоровления.

Уровень развития

Если малышу сложно общаться, он замкнут, неусидчив, не умеет себя контролировать, состоит на учёте у невролога, гиперактивен, лучше дать ему еще год до школы и это время активно с ним заниматься.

Хорошая речь говорит о школьной зрелости ребенка. Учиться он будет без проблем.

Но когда словарный запас малыша скуден, звуки он произносит нечетко, не понимает синонимов, это тоже основание отложить школу еще на год.

Уровень социального развития тоже играет немаловажную роль. Основой служат те навыки социума, что были привиты в детском саду или дома.

Школа – это коллектив, и все в нем разные. Социально развитый ребенок должен уметь быть вежливым, уважительным как со сверстниками, так и с учителями.

Интеллектуальное развитие – также определяющий фактор. В норме потенциальный первоклассник должен:

  • хорошо говорить;
  • составлять сложные предложения и рассказы по картинкам;
  • уметь находить звуки в определенных словах;
  • читать со скоростью не менее 7–8 слов за одну минуту;
  • писать заглавные буквы;
  • знать главные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник);
  • различать и знать цвета;
  • рассказывать и запоминать стихи и скороговорки;
  • раскрашивать картинки в пределах контуров.

Эмоциональная зрелость выражается в способности концентрироваться и быть внимательным, в противном случае ребенок просто «выгорает» во время занятий, и у него могут возникнуть психологические проблемы.

По мнению врачей, первоклассник должен уметь:

  • дотянуться пальцами до уха через затылок;
  • при пожатии рук отводить большой палец;
  • иметь сформированные стопы, колени и суставы;
  • легко прыгать на одной ноге;
  • ловить и бросать мяч.

Малыш должен иметь навыки общения и корректную самооценку. Если он смущается или, наоборот, дерзит в диалоге, отпугивая сверстников, лучше не давить на него и позволить самому сориентироваться без спешки.

Ребенок должен уметь:

  • самостоятельно одеваться;
  • посещать общий туалет;
  • не теряться в столовой;
  • раскладывать ручки и тетради, книги;
  • собирать портфель.

Мотивация к обучению

Мотивация – это желание ребенка сидеть за партой, соглашаться почитать или решить пример, не грустить после ухода из садика. Чтобы уточнить мотивацию, достаточно спросить у ребенка, хочет ли он в школу. Если ответ конкретен и содержателен, то все нормально.

Когда стоит повременить?

Поступление в школу лучше отложить, если у ребенка наблюдаются следующие проблемы:

  1. Психологические: нет мотивации к учебе, в семье новорожденный или разлады.
  2. Социальные: большое количество взрослых, окружающих малыша в семье и давящих на него, выбрана школа со сложной программой обучения или далеко от дома, что делает дорогу для ребенка утомительной. Подробно о критериях выбора школы читайте тут.
  3. Медицинские: травмы головы и позвоночника, психические заболевания, патологии хронического характера, например, диабет, ревматизм, аденоиды.

Зависит ли готовность дошкольников от пола?

Зависит, причем в пользу девочек. Они в 6 лет уже гораздо быстрее и успешнее адаптируются, чем их ровесники-мальчишки. Девочки быстрее развиваются, более покладисты, и у учителей с ними нет проблем.

Мальчики психоэмоционально созревают позднее – часто они имеют игровую мотивацию в 6 лет и воспринимают школу как новую забаву.

Ответственности и покладистости у них меньше, они часто дерутся и ссорятся, у них могут быть проблемы с коммуникацией.

Поэтому в законном возрастном диапазоне девочек в школу можно отправлять ближе к его нижней границе, а мальчиков – к верхней. Но, разумеется, решение всегда индивидуально. Половой фактор учитывается, но он не основной.

Как поддержать мотивацию?

Возраст сам по себе не влияет на интерес к учебе. Здесь основная роль отведена родителям и воспитателям. Именно они влияют на появление мотивации к обучению.

Обычно в 6–7 лет условия для появления мотивации имеются, но их нужно у ребенка проявить. Мотивацию родители должны всячески поддерживать и поощрять – увлекать интересными заданиями, играми.

Что лучше – когда самый старший или самый младший в классе?

Что лучше – когда ребенок самый старший или самый младший в классе? Это зависит только от школьной зрелости малыша. Имеет значение открытость и способность легко знакомиться с окружающими сверстниками. Предыдущий опыт адаптации при поступлении ребенка в детсад также имеет значение: быстро ли привык, осваивался и пр.

В 6,5 лет дети в большинстве физиологически и интеллектуально готовы к школе, но у некоторых это проявляется немного быстрее, у других позже – все это норма. Застенчивому и боязливому ребенку сложно осваиваться в коллективе и в 6, и в 7 лет, а общительному и активному сангвинику – легко.

Как пойти в 8 и не прогадать?

7-летний возраст не является основанием для обязательного поступления в школу. Все дети индивидуальны, и если есть причины начать обучение с 8 лет, не нужно торопиться.

Как уже говорилось выше, это может быть связано с наличием хронических заболеваний. У таких детей будет запас времени на оздоровление и лечение, подготовку к школе еще в течение целого лишнего года.

Минусом же может стать то, что ребенок будет ощущать себя некомфортно среди детей младше него самого.

Психологи утверждают: среди родителей, отдавших детей в школу с 8 лет, пожалевших о своем решении практически не бывает.

Можно ли начать в 6 и не перегрузить?

Минусы, по мнению психологов и педагогов:

  • низкий уровень школьной зрелости и мотивации;
  • отсутствие условий для дневного сна;
  • поведение детей 6 лет часто определено их сиюминутными желаниями;
  • малыши предпочитают играть, а не слушать педагога, им сложно усидеть 40 минут на уроке;
  • мышцы спины напрягаются минимум по 4 часа каждый день из-за высиживания на уроках и ношения портфелей, что приводит к сколиозу и нарушению осанки.

Интересен факт, что любознательность в 6 лет выше, чем в 7, но вот концентрации внимания хватает не больше, чем на 15 минут.

Плюсы, по мнению родителей:

  • лишний год в детсаду может затормозить психологическое развитие одаренного чада;
  • маленькие шестилетки тянутся за более взрослыми одноклассниками к информации;
  • будет лишний год до армии;
  • ребенок развит явно – умеет читать, писать и знает слова на иностранном языке;
  • многие его ровесники пошли в школу и т. д.

Получается, что здесь больше амбиций родителей, чем действительно необходимости.

Если день рождения в декабре

Декабрьским детям на 1 сентября исполнится либо 6 лет и 9 месяцев, либо 7 лет и 9 месяцев. За законные рамки возраст не выходит. Проблема с такими малышами надумана. Рекомендации к декабрьским детям те же. Главный показатель – готовность ребенка к обучению и его личностное развитие.

Самые распространенные заблуждения родителей по этому вопросу

Распространенные заблуждения:

  1. Ребенок готов к школе, если умеет читать. Но у него могут быть комплексы, другие особенности развития, проблемы со здоровьем.
  2. Мальчики должны идти в школу раньше девочек. Часто девочки более развиты интеллектуально, а мальчики догоняют их лишь к 7-ми годам.
  3. Если ребенка отдать в школу раньше, успеваемость будет лучше. Это зависит от темперамента.
  4. Дети не хотят идти в школу из-за лени. На самом деле у них нет мотивации. Им интересно в садике и не нужны новые люди и впечатления.

Дети развиваются индивидуально, могут догнать и перегнать тех, от кого отставали.

Мнения специалистов, в том числе Е.О. Комаровского, о лучшем возрасте для старта

  • Педиатр Дмитрий Чеснов, зав. приемным покоем 3-й детской клинической больницы Минска, утверждает, что ребенка нужно отдавать в школу после 7 лет. По его мнению, к этому времени «дозревает» нервная система, перестраивается иммунная, проставлен весь набор профилактических прививок.
  • Валерий Станчик, учитель начальных классов жодинской школы № 6 говорит, что ребенок в 6 лет и в 7 – это два разных человека. Многие родители ошибочно считают, что умение писать и читать для школы достаточны. На самом деле гораздо важнее школьная зрелость, включающая в себя указанные выше параметры. Бывает, даже в 7 лет ребенок к школе не готов. И если родители отдают его в школу, надеясь, что там все выровняют, этого не произойдет. А будет лишь насилие над личностью. И это обязательно негативно отзовется в старших классах.
  • Психолог минской гимназии № 3 Молодечно Оксана Степанова по этому вопросу думает следующее. В 5–6 лет у детей превалирует игровая деятельность. Это видно по их поведению на переменках: катают по подоконнику машинки, играют в куклы. Также в 6 лет хуже развито абстрактное и образное мышление, нет чувства долга. Шестилетка может уйти с урока, потому что надоело, а в 7 лет у ребенка уже есть понимание – «не хочу, но должен».
  • Доктор Комаровский говорит, что в 6 лет кости и внутренние органы активно растут. Физическая двигательная активность в этом случае очень важна. Но вместо этого ребенка заставляют сидеть в классе, в компании детей, где не все здоровы. Лучший возраст для школы – 7 лет. Если ребенок все же пошел в школу в 6 лет, то родители должны обеспечить ему высокую физическую активность: игры на свежем воздухе, прогулки, занятия спортом в секциях. И хотя уроки первоклашкам задавать не должны, им часто рекомендуют дома почитать, выписать буквы или позаниматься математикой. Комаровский настаивает, что выполнение уроков должно занимать минимум времени и проходить после физической активности, но не поздно вечером.

Важно! Мнение всех специалистов однозначно: позже лучше, чем раньше.

Итак, по закону в школу идут с 6,5 до 8 лет. Критерием определения готовности должен быть уровень школьной зрелости. А это уже развитие ребенка по всем параметрам – физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное и психологическое. Нелишним будет подтверждение готовности ребенка консультацией психолога, педагога и врача.

Помогла статья? Оцените её (2 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://umnyash.com/shkola/v-kakom-vozraste-otdavat-rebenka.html

Дети одни дома: с какого возраста по закону?

Со скольки лет ребенка

Работающие родители нередко сталкиваются с тем, что за ребенком некому присмотреть. Если не работает детский сад или школа, то приходится решать, с кем из родственников оставить малыша. Но не всегда бабушки и дедушки могут помочь.

В таком случае возникает вопрос, с какого возраста оставлять ребенка одного дома. Психологи считают, что для этого несовершеннолетний должен достичь психологической зрелости. У каждого ребенка она наступает в разное время.

Законодательная база

В разных странах в законодательстве запрещено оставлять несовершеннолетнего одного дома до достижения определенного возраста. В США в каждых штатах установлена своя норма.

В целом в стране запрещается находиться одному дома до 11-18 лет. Поэтому нередко американцы пользуются услугами нянь даже для относительно взрослых детей. Нарушение закона грозит родителям серьезным штрафом.

В России не существует нормативно-правового документа, где сказано, когда можно оставить ребенка одного дома по закону.

Поэтому родители могут самостоятельно решать этот вопрос.

Но если в отсутствии взрослых что-то случается, то они несут уголовную ответственность по ст. 125 УК РФ. В России до 14 лет ребенок считается малолетним.

Поэтому родители будут строго наказаны за оставление несовершеннолетнего в опасных условиях.

Во многих регионах России приняты местные законы, которые регулируют данный вопрос. В них вводится комендантский час для детей до 18 лет.

Без сопровождения взрослых несовершеннолетние не могут находиться на улице после 22.00 или 23.00.

Прогулки по ночам допускаются только после достижения детьми совершеннолетия. В региональных законах также может быть прописано, когда можно оставлять ребенка дома.

Так, Закон № 1539 Краснодарского края указывает, что до 7 лет дошкольник круглосуточно должен находиться с родителями.

При этом имеются ввиду не только прогулки, но и нахождение дома. Родителей, нарушивших закон, ожидает штраф.

В чем заключается опасность для ребенка

То, с какого возраста можно оставлять ребенка дома, зависит от развития малыша.

Если законодательно этот вопрос не регулируется на федеральном уровне, то психологи советуют обращать внимание на психическое развитие и эмоциональную зрелость несовершеннолетнего.

Большинство специалистов сходятся во мнении, что оставлять ребенка без присмотра до 7 лет нельзя.

Это связано с тем, что малыш может навредить себе, так как еще недостаточно хорошо знаком со многими свойствами предметов в его окружении.

Оставлять малолетнего ребенка одного дома не рекомендуется, даже если родители полностью уверены в нем и его поведении и отлучаются ненадолго.

В квартире или доме большое количество опасностей для детей, о которых взрослые могут не подозревать. Кроме того, ребенок, оставшийся в одиночестве, может запаниковать, что негативно отразится на его состоянии.

Ни в коем случае нельзя бросать малыша, если он плачет или просит не уходить. Специалисты советуют оставлять ребенка даже на непродолжительное время только, если он сам на это согласится.

Как определить готовность ребенка оставаться дома одному

Рекомендуется обращать внимание не столько на возраст несовершеннолетнего, сколько на его развитие и реальные возможности.

Чтобы остаться без родителей и не навредить себе, ребенок должен:

  • уметь ориентироваться в пространстве;
  • знать правила безопасности;
  • уметь пользоваться бытовыми приборами;
  • не бояться остаться без родителей.

Перед тем, как оставлять школьника дома, необходимо провести с ним беседу о безопасности. Важно, чтобы ребенок знал, когда можно или нельзя открывать дверь.

Также школьник должен уметь пользоваться телефоном, знать номера аварийных служб, если ему придется остаться одному в течение нескольких часов.

Перед тем, как оставлять ребенка одного дома, родители должны убедиться в том, что он безопасно и комфортно проведет время.

Дистанционное обучение в школе: переход, во время карантина, заявление.

Оптимальный возраст

Оптимальным возрастом, когда несовершеннолетний может остаться без взрослых, считается 12-14 лет.

К этому моменту ребенок уже хорошо умеет пользоваться всей бытовой техникой, может занять себя.

Если возникла необходимость оставить школьника раньше на несколько часов без присмотра, то следует позаботиться о его безопасности:

  • Необходимо убрать все потенциально опасные предметы так, чтобы несовершеннолетний не смог ими воспользоваться.
  • С ребенком рекомендуется провести беседу о том, как вести себя с незнакомыми людьми и в экстренной ситуации.
  • Следует убедиться, что несовершеннолетний умеет пользоваться техникой и знает о правилах безопасности.
  • Проинструктировать ребенка о телефонах аварийных служб, разъяснить их назначение. Список с номерами рекомендуется оставить на видном месте.
  • Рекомендуется оставить несовершеннолетнему телефон для связи с взрослыми.

Перед уходом родители должны подробно объяснить ребенку, куда они направляются и во сколько вернутся. Это позволит ему чувствовать себя в безопасности.

Если родители отлучаются на несколько часов, то они должны проверить, сможет ли ребенок при необходимости обеспечить себя едой и водой. При этом важно, чтобы он соблюдал меры безопасности.

Заключение

То, можно ли ребенка оставлять одного дома, закон не регулирует. На региональном уровне могут быть изданы указы о комендантском часе для детей и присмотре за ними родителей.

Цель этих документов заключается в профилактике безнадзорности несовершеннолетних. Несмотря на отсутствие законодательных актов, не рекомендуется оставлять одного ребенка, которому не исполнилось 7 лет.

Младших школьников также не советуют бросать в одиночестве на долгое время. Если же родителям необходимо отлучиться, и они не могут всегда следить за ребенком, то необходимо научить его правилам безопасности.

Взрослые несут уголовную ответственность за все, что произойдет с несовершеннолетним в их отсутствии. Чтобы родители могли быть спокойны за ребенка, который остался один дома, они должны ознакомить его с основными правилами безопасности.
Наталья Сергеевна Шереметева – главный редактор портала Права семей. Окончила бакалавриат Государственного Университета Управления г.Москва в 2000 году – специализация “Менеджмент”.

Магистратура ГУУ в 2002г. – специализация “Юриспруденция”.

Источник: https://pravasemei.ru/deti/ostavlyat-odnogo-doma/

С какого возраста дети имеют право выбирать, с кем хочет жить – с мамой или папой – после развода родителей в 2020-2021 годах

Со скольки лет ребенка

Правоотношения по поводу воспитания детей после прекращения брачных отношений родителей регулируются Семейным кодексом РФ. При разрешении семейных споров важную роль играет судебная практика.

Мнение детей учитывается и при разрешении конкретных споров играет важную роль, но не решающую, так как законодатель учитывает, что ребенок может в силу возраста не осознавать своих интересов, находиться под влиянием родителей. В статье разберемся, со скольки лет ребёнок имеет право выбирать, с кем он хочет жить при разводе родителей и наделен ли он вообще таким правом.

Основные принципы определения места жительства ребенка при разводе

Из вышеперечисленных норм можно сделать определенные выводы:

  • ребенок не может решать, с кем жить из родителей, его мнение только учитывается;
  • при разводе родители вправе заключить соглашение об определении места жительства совместных детей в любом виде, но письменная форма, конечно, гораздо надежнее;
  • при отсутствии договоренности вопрос разрешается в судебном порядке;
  • суд учитывает не только и не столько мнение ребенка, а его объективные интересы.

Маткапитал на 1 ребенка в 2020 году – что важно знать?

Со скольки лет ребенок может выбирать с кем жить?

Ответ на вопрос, со скольки лет в 2020 году ребенок может решать, с кем жить – с мамой или папой – если родители в разводе, однозначный: только с 18 лет.

Ранее этого возраста мнение ребенка только учитывается (иногда в обязательном порядке), но определяющим оно не является. Это вполне логично, ведь российское законодательство не наделяет несовершеннолетнего полной дееспособностью.

Ребенок может не сознавать своих интересов или толковать их превратно.

С какого возраста учитывается мнение ребенка в обязательном порядке? В соответствии со ст. 57 СК РФ, с 10 лет. Однако это правило очень относительно. Так, суд не может не учитывать уровень развития ребенка. Все зависит от конкретных обстоятельств и предоставленных сторонами доказательств.

Кроме того, имеет значение, как оценит суд эти доказательства, ведь судья имеет право по закону на свое собственное внутреннее убеждение, так как оценить объективно семейные отношения невозможно. В том числе, при наличии экспертизы, которая не может автоматически определять решение суда.

Бывают случаи на практике, когда суд учитывает мнение 8 или 9-летнего ребенка, но усматривает влияние родителей на 12 или 13-летнего ребенка.

Судебная практика

На практике в подавляющем числе случаев (по статистике 95%) суд оставляет детей с матерью, и мнение ребенка ничего не решает. При должной подготовке к суду, наличии материальных условий и крепких отношений с ребенком отец может добиться решения в свою пользу.

Но чаще всего для этого требуется негативная характеристика матери, плохое состояние ее здоровья или отсутствие заинтересованности в ребенке.

При этом имущественное положения часто роли не играет, ведь стороне, с которой остается ребенок, положены от второго родителя алименты.

Может ли ребенок в 14 лет решать, с кем ему жить?

В соответствии с нормами гражданского законодательства в 14 лет подросток частично приобретает дееспособность, может совершать сделки с согласия родителей, распоряжаться собственными средствами в виде заработка или стипендии и т.д.

Также в ст. 20 ГК РФ указано, что место жительства несовершеннолетнего определяется по месту жительства его родителей только до 14 лет.

Однако учет мнения ребенка урегулирован в ст.

57 СК РФ и там конкретно сказано, что учет такого мнения, во-первых, обязателен только по достижению 10 лет, во-вторых, только учитывается, но определяющим для суда не является.

Ребенком гражданин считается до достижения совершеннолетия, то есть до 18 лет. Таким образом, свободно выбирать место жительства гражданин может только после достижения 18 лет.

Источник: https://zakon-navigator.ru/so-skolki-let-rebjonok-imeet-pravo-vybirat-s-kem-on-hochet-zhit-s-mamoj-ili-papoj/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.